Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 15.

 

***

 

2 сентября 1941 г.

05.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 2 сентября

В ночь на 2 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

06.00. На стратегическом Северо-Западном направлении.
С 30 августа советские войска вели ожесточённые бои в районе г. Красногвардейска, враг нёс большие потери, но продолжал атаки. С 30 августа германско-фашистские войска удерживали позиции у реки Невы, перерезав железные дороги, связывающие г. Ленинград со страной. (255)

08.00. Г. Москва.
_Из сообщения газеты «Правда»:
«В ночь на 1 сентября имел место налёт советских самолётов на район Берлина, на Кёнигсберг, Данциг и Мемель.
На военные и промышленные объекты Берлина, Кёнигсберга, Данцига и Мемеля сброшены зажигательные и фугасные бомбы. Во всех названных городах наблюдались пожары и взрывы.
Все наши самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы»

Из сообщения ТАСС о результатах налётов на Берлин советской и английской авиации:
«Лондон, 2 сентября (ТАСС). Корреспондент газеты «Дейли мейл» сообщает из Лиссабона, что, по сведению лиц, прибывающих туда из Германии, в результате налётов советской и английской авиации в Берлине причинены значительные разрушения. Разрушены 3 корпуса Штеттинского вокзала и серьёзно повреждён Потсдамский вокзал. Разрушено также много зданий на Шарлоттенбург-аллее. Железнодорожное движение расстроено. Пассажирское движение даже по главным железнодорожным магистралям происходит с большими перебоями». (14, Виноградов Ю. А. «Операция Б»)

Штеттинский вокзал. 1945 год.

08.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Обязанности командующего авиагруппой исполнял Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский.
Военным комиссаром авиагруппы был старший политрук Н. Ф. Поляков.
Начальником штаба морской авиагруппы оперативной группы был капитан Н. П. Комаров.
Командиром авиабазы был майор Георгиади.
Старшим инженером авиагруппы был военинженер 2-го ранга Г. Г. Баранов.
Начальником метеослужбы авиагруппы был капитан И. Л. Каспин.
Врачом авиагруппы был военврач 3-го ранга Баландин.
На командном пункте авиагруппы находились дежурные командиры, осуществлявшие связь с вышестоящим командованием и руководство повседневной деятельностью аэродрома.

Операция «Б» продолжалась

  Утром командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский объявил: «Сегодня вылет». Начальник штаба капитан Н. П. Комаров и писарь штаба краснофлотец Баранов пишут приказ о проведении налёта на г. Берлин и порядке подготовки к полёту.
Лётный подъёмный состав авиагруппы, размещавшийся в здании восьмилетней школы посёлка Паадла в 5-6 километрах от стоянок самолётов, до обеда занимался боевой подготовкой, затем своими делами.
Технический состав и аэродромная команда находились на аэродроме и занимались подготовкой самолётов и аэродрома к полёту.
Стрелковая рота Береговой обороны Балтийского района осуществляла наземную охрану аэр. Кагул (Когул).
Две зенитные батареи Береговой обороны Балтийского района осуществляли противовоздушную оборону аэр. Кагул (Когул).
12-я отдельная Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья, осуществляла прикрытие аэродромов «Когул» и «Асте».
14.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Инженерно-технический состав готовил самолёты к вылету. Всё лишнее, ненужное для данной операции снимается с боевых машин. Бензобаки до краёв заполняются горючим. Под самолётом подвешиваются бомбы.
Военврач 3-го ранга Баландин проверяет здоровье подъёмного состава.
Начальник штаба капитан Н. П. Комаров организует взаимодействие с командирами истребительной авиации, зенитных батарей и штабом БОБР.

Бомбардировщик ДБ-3. СССР.

17.00. Остров Эзель. С ээродрома «Кехельконе» на разведку погоды в море вылетели лётчики эскадрильи гидросамолётов.

19.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
К 19.00 возвратились из полёта на разведку погоды в море лётчики эскадрильи гидросамолётов. Лётчики гидросамолётов доложили о благоприятной метеорологической обстановке на море.
Получив информацию о погоде, командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский принял решение выпускать экипажи на г. Берлин и подтвердил время вылета.
Лётчики 12-й Краснознамённой истребительной эскадрильи взлетели на разведку наличия германских самолётов у острова Эзель.
У лётчиков и штурманов морской авиагруппы построение. Командир авиагруппы Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский поставил боевую задачу экипажам, вылетающим на г. Берлин.
Лётчики и штурманы, получив боевые задачи, направились к своим самолётам, возле которых уже стояли стрелки-радисты, воздушные стрелки и техники самолётов. Командиры самолётов на стоянках осматривали самолёты вместе с техниками самолётов, снимали маскировочные сети. Тёплыми взглядами и дружескими рукопожатиями техники и аэродромная команда провожали своих товарищей. Мысленно каждый из них был с улетавшими экипажами, от всего сердца желая им благополучного возвращения. Теперь они в томительном ожидании оставались на аэродроме.
Затем по рулёжным дорожкам лётчики выводили самолёты к аэродрому.

19.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».

В этот день самолёты отправлял в полёт исполняющий обязанности командующего оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский и военный комиссар оперативной авиагруппы старший политрук Н. Ф. Поляков.
Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский отдаёт распоряжение:
— Запуск моторов — по зелёной ракете, выруливание согласно очередности взлёта.
Затем подал команду:
— По самолётам!
В небо взлетела зелёная ракета, аэродром заполнился рёвом моторов. Самолёты, предельно нагруженные бомбами, выруливали на старт.
Можно предположить, что какие-то самолёты не взлетели по причине выявившихся неисправностей, а какие-то самолёты, влетев, возвратились обратно. Хроника необыкновенных для того времени полётов, хранимая в документах Центрального военно-морского архива в г. Гатчине, и включенная Кабановым С. И. в книгу «На дальних подступах», содержит время 19 часов 55 минут, а не 20 часов. В итоге в полёт ушли два самолёта ДБ-3. Далее Хроника нам говорит — Один сбросил бомбы над центром г. Берлина, другой до цели не дошёл, сбросил бомбы на Либаву (порт и германская военно-морская база).

19.55. Над морем самолёты должны были собраться в группы и лететь к цели, но взлетели только два самолёта.
«Иду на Берлин!» — приняли радисты аэродрома короткую радиограмму от командиров самолётов.
Теперь под самолётами только море. Куда ни глянешь — свинцовая вода. Гребни волн искрятся в лучах заходящего солнца. Полнеба закрыто облаками. А справа, на западе, над горизонтом ярко пламенеющей чёртой горит вечерняя заря.

20.55. Прошёл 1-й час полёта. Высота 4500 метров. Пришлось надеть кислородные маски.
Вверху разливает бледный свет луна. Большая, ярко-оранжевая, она стоит неподвижно, озаряя звёздный небосвод. Тени облаков на поверхности моря, хорошо видные в просветах облачности, создают иллюзию островов разной конфигурации.
Штурман просит лётчика поточнее выдерживать заданный курс, зная, что выход на контрольный ориентир на южном берегу Балтийского моря (северном берегу Великогерманской империи) будет трудным. Берег придётся проходить в темноте, на большой высоте и при наличии значительной облачности. Штурман с удовлетворением смотрит на свой компас. Его магнитная стрелка колеблется всего на один два градуса вправо или влево от генерального курса полёта.
На высоте 4500 метров в кабине холодало, за бортом 32 градуса мороза.
Облака сгущались, превращаясь в плотные тёмные тучи.

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 2 сентября

В течение 2 сентября наши войска продолжали вести упорные бои с противником на всём фронте. После ожесточённых боёв наши войска эвакуировали г. Таллин.
По уточнённым данным, за 30 августа уничтожен не 31 немецкий самолёт, как сообщалось ранее, а 75 немецких самолётов.
В течение 31 августа в воздушных боях уничтожено 23 немецких самолёта. Наши потери — 22 самолёта

21.55. Прошёл 2-й час полёта.
Полёт на г. Берлин проходил в трудных условиях. Три четверти пути (1320 км) проходили над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута лётчик летел в облаках и за облаками. Слабое пилотажно–навигационное оборудование самолёта, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 – 8 часов, требовали от экипажа исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. К этим трудностям добавлялись и тяжёлые метеорологические условия.

А ещё требовал от экипажа исключительно высокого физического и морального напряжения сил полёт одного самолёта. В 1-м, 2-м и других налётах летели группы самолётов. Можно было надеяться на штурмана звена, идущего в голове «ромба» самолётов звена. Можно было ориентироваться по огонькам, вылетавшим из выхлопных труб двигателей. А сейчас лётчик и штурман были одни и не имели права на ошибку. Эти люди – лётчик, штурман и воздушный стрелок-радист были ГЕРОЯМИ, были ЛЮДЬМИ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.

22.25. Прошли 2 часа 30 минут полёта.
Через два с половиной часа (19.55 — 22.25) по расчёту времени самолёт должен был подлетать к южной береговой черте Балтийского моря (северному берегу Великогерманской империи). Облачность по-прежнему значительная, и очень трудно обнаружить береговую черту. Гул моторов советских бомбардировщиков германские зенитчики за месяц налётов уже научились отличать от гула своих бомбардировщиков. Через просветы облаков прорезались лучи прожекторов. Следовало ожидать разрывов зенитных снарядов, вот они появились.

К удовлетворению штурмана и лётчика, они точно вышли с моря на намеченный контрольный ориентир, опознали его и теперь взяли курс на г. Штеттин, до которого лететь 10-15 минут при нормальной работе моторов. От г. Штеттина рукой подать до г. Берлина – лететь 30-40 минут.

Одна четверть пути советского самолёта (434 км) проходила над сушей от береговой черты и до г. Берлина и обратно. На всём пути от г. Штеттина до г. Берлина, и обратно на аэродром советские самолёты подвергались обстрелу германской зенитной артиллерии и освещению прожекторами, а также атакам германских ночных истребителей. На пути к г. Берлину и в самом городе самолёт обходит аэростаты заграждения.

23.00. В небе над г. Берлином.
Вот Берлин! Различаются улицы города. Водоёмы, каналы, гладь реки Шпрее. Хорошо просматриваются чёткие линии парков.
В этом городе в огромных цехах заводских корпусов день и ночь готовят новое оружие. Моторы и самолёты, различные приборы, снаряды и патроны прямо с конвейеров грузятся в вагоны и на платформы. С двадцати четырёх вокзалов, по десяткам железных дорог непрерывным потоком они направляются к фронту, в залитый кровью Советский Союз.

Бомбы падают на логово фашистов — г. Берлин.

Штурман выводит самолёт к центру города.
  Цель! Теперь только цель. И вот она.
— Так держать! — передаёт штурман в микрофон командиру самолёта. Открывает бомболюки. Снимает бомбы с предохранителей. Берёся рукой за бомбосбрасыватель. И когда самолёт подошёл к цели на угол бомбосброса, он нажал кнопку. Бомбы, одна за другой, пошли вниз.
— Это вам, господа фашисты, за Москву, за Ленинград, за советский народ! — все бомбы сброшены и вот-вот достигнут цели.
Лётчики балтийской дальней бомбардировочной авиации сбросили 700 килограммов бомб над центром г. Берлина. (93, Кабанов С. И. «На дальних подступах») (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)

Прожекторные лучи продолжают искать советский самолёт. Их множество. Они шарят по небу, пытаясь взять в свои щупальца наш самолёт. И среди лучей на разных высотах рвутся зенитные снаряды. Орудия выбрасывают их десятками. Большое количество трассирующих снарядов оставляют за гобой разноцветные трассы, и по ним видно, как снаряды, достигнув определённой высоты, уходят вниз, оставляя за собой огненный след. Всё небо в огнях. А город погружен во тьму.
Сбросив бомбы, лётчик развернул самолёт на обратный курс.
Впереди было преодоление огненных колец. Спасение — высота и облака. Надежда только на моторы. Облака обычно нависали над морем. Скорее бы долететь до них и избавиться от беспрестанно рвущихся вокруг снарядов.

 

***

3 сентября 1941 года.

00.00.  Советский самолёт пролетел территорию Германской империи, а с ней зенитные орудия и прожектора остались позади. Внизу береговая линия, а дальше море, скрытое ночной мглой и густыми облаками. Всё внимание — на работу моторов и выдерживание маршрута.

03.00. В небе над Балтийским морем недалеко к западу от о. Эзеля. По радио экипаж запрашивает метеосводку и разрешение на посадку. Через несколько минут им отвечают: «Над аэродромом густая дымка. Видимость 600–800 метров. Посадку разрешаю». Все с облегчением вздохнули. Хотя и трудно будет, но сядем дома.

Сведений об экипажах, выполнивших налёт на г. Берлин и налёт на порт Виндаву у меня нет. Жаль. Но есть информация об экипаже Дашковского Николае Феодосеевиче.

На сайте «8-я минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознамённая дивизия ВВС КБФ» в статье «Дневник боевых действий» есть запись от 3 сентября 1941 г.:
— ДАШКОВСКИЙ Николай Федосович, лейтенант, командир звена.
— НИКОЛАЕВ Иван Егорович, ст. лейтенант, ком звена (штурман).
— ЭЛЬКИН Соломон Аронович, мл. сержант, в/стрелок радист.
— МАЛЫШЕВ Андрей Владимирович, мл. сержант, в/стрелок радист.
Катастрофа. Самолёт ДБ-3 № 391401. Аэр. Когул. Разбились при заходе на посадку после налёта на Берлин. (168)

На сайте «8-я минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознамённая дивизия ВВС КБФ» в статье «Мемориальные комплексы увековечивающие подвиг личного состава (1-го минно-торпедного) полка» — В этот список вошли имена погибших лётчиков-балтийцев, братская могила которых – просторы Балтийского моря, есть записи:
— ДАШКОВСКИЙ Николай Феодосьевич, лейтенант. 1914 г. рождения. Призван Тальновским РВК Черкасской обл. 1-й гв. мтап. Погиб в воздушном бою 24 августа 1941 г. над аэродромом Кагула (Эстония). Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
— НИКОЛАЕВ Иван Егорович, ст. лейтенант. 1916 г. рождения. Призван Мценским РВК Орловской обл. 1-й гв. мтап. Погиб в воздушном бою 24 августа 1941 г. над аэродромом Кагула. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
— ЭЛЬКИН Соломон Аронович, мл. сержант. 1917 г. рождения. Призван Киришским РВК Ленинградской обл. 1-й гв. мтап. Погиб в воздушном бою 24 августа 1941 г. над аэродромом Кагула. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т. (158)

На сайте «Фонд ветеранов дипломатической службы» в разделе «Книга памяти. Эстония» есть записи:
—  Дашковский Николай Федосеевич. Родился: Украинская ССР, Киевская обл., Тальновский р-н, с. Лощево, __.__.1914 г. Призван в РККА __.__.1934 г. Воинское звание: лейтенант. Место службы: кбф 1-й гмтап. Причина смерти: погиб. Дата гибели: 9/3/41. Мед. учр.: упр. ввс КБФ. Место захоронения: деревня Кярла, кладбище, остров Сааремаа. ID ОБД Мемориал: 77698841.
—  Николаев Иван Егорович. Родился: Орловская обл., Мценский р-н, п/п Черемошны, д. Севрюково __.__.1916 г. Призван ….__.__.1935 г. Воинское звание: старший лейтенант.Место службы: кбф 1-й гмтап. Причина смерти: погиб. Дата гибели: 9/3/41. Мед. учр.: орсу КБФ. Место захоронения: деревня Кярла, кладбище, остров Сааремаа. ID ОБД Мемориал: 76644881.
—  Элькин Соломон Аронович. Родился – информации нет. Воинское звание: сержант. Место службы: кбф 1-й гмтап. Причина смерти: погиб Дата гибели: 9/3/41. Мед. учр.: упр. ввс КБФ. Место захоронения: деревня Кярла, кладбище, остров Сааремаа. ID ОБД Мемориал: 76670158. (193)

05.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 3 сентября

В ночь на 3 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всём фронте.
Наша авиация продолжала наносить удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника и атаковала авиацию на его аэродромах.

06.00. На стратегическом Северо-Западном направлении.
С 30 августа советские войска вели ожесточённые бои в районе г. Красногвардейска, враг нёс большие потери, но продолжал атаки. С 30 августа германско-фашистские войска удерживали позиции у реки Невы, перерезав железные дороги, связывающие г. Ленинград со страной. (255)

06.00.
  Обязанности командующего оперативной авиагруппой исполнял Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский.
  Военным комиссаром оперативной авиагруппой был старший политрук Н. Ф. Поляков.

С 28 августа 1941 г. г. Таллин был оккупирован германскими войсками. (97)

3 сентября не вернулся экипаж лейтенанта К. А. Мельгунова, в состав которого входили также штурман звена лейтенант П. Я. Чубатенко, стрелок-радист младший сержант Г. М. Кулишов. По наблюдениям экипажей, самолет Мельгунова был сбит над г. Берлином. (15, Хохлов Пётр Ильич. Над тремя морями. 2-е издание, дополненное, 1988.)

С каждым днём становилось всё более очевидным, что фашисты усиливают противовоздушную оборону г. Берлина. И нам каждый раз приходилось вырабатывать новые тактические приемы, чтобы достичь центра города, а по выполнении боевого задания прорываться к морю через усиленные заслоны зенитного огня и истребительной авиации.
Всё сложнее становилось и возвращаться на свой аэродром. Германско-фашистское командование со всем рвением старалось выполнить требование фюрера — уничтожить советскую авиацию на острове Сааремаа, стереть с лица земли оба наших аэродрома. И понятно, враг подстерегал наши самолёты при их возвращении. К тому же экипажи были настолько измотаны дальними полётами, что иногда невероятными усилиями достигали родной земли и, едва прикоснувшись к ней, буквально теряли силы.
Но, несмотря ни на что, рейсы на г. Берлин продолжались, и тридцать ночей враг не знал покоя в своей столице от бомбовых ударов советской авиации. А кроме того, самолёты оперативной группы наносили удары и по запасным целям — Данцигу, Мемелю, Кенигсбергу. (15, Хохлов Пётр Ильич. Над тремя морями. 2-е издание, дополненное, 1988.)

День Победы авиаторы приближали своими полётами


Памятный знак на аэродроме Кагул/Когул на острове Эзель.

 


В 1941 году советские лётчики долетали до города Берлина, а в 1945 году советские войска вошли в город Берлин.


В 1941 году советские лётчики долетали до города Берлина, а в 1945 году советские войска вошли в город Берлин.


В 1941 году советские лётчики долетали до города Берлина, а в 1945 году советские войска вошли в город Берлин.

 

= * = * = * =

Международный военный трибунал по преследованию и наказанию главных военных преступников 2-й мировой войны 1939—45 годов признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав Национал-социалистической германской рабочей партии. (231) (232) (233) (234)
— Schutzstaffel (сокращённое SS) — по-русски «отряды охраны» (в советской и российской литературе сокращённо — СС). «Отряды охраны» — это военизированные формирования Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП).
— Sicherheitsdienst des Reichsführers SS (сокращённое SD от Sicherheits Dienst) — по-русски «слу́жба безопа́сности рейхсфюрера СС» (в советской и российской литературе сокращённое — СД). Слу́жба безопа́сности рейхсфюрера СС — это часть государственного аппарата, членов Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП), в Великогерманской империи, а во время Второй мировой войны также в оккупированной части континента Европа.
— Gestapo; название получилось от сокращения слов Geheime Staatspolizei — по-русски «государственная тайная полиция» (в советской и российской литературе — Геста́по). Государственная тайная полиция — это часть государственного аппарата, членов Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП), в Великогерманской империи, а во время Второй мировой войны также в оккупированной части континента Европа.