40-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1926 г. (СССР)

40-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина – основное авиационное тактическое подразделение, состоящее из нескольких авиационных звеньев (отрядов), имеющее на вооружении самолёты.

 

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич, величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского социалистического государства, учитель и вождь трудящихся всего мира.
Родился 10(22).4.1870 г. в г. Симбирске Российской империи, ныне г. Ульяновск.
Вечером 24 октября 1917 года (с 1918 г. — 6 ноября) В. И. Ленин нелегально прибыл в Смольный г. Петрограда для непосредственного руководства вооружённым восстанием. На открывшемся 25 октября (7 ноября) 2-м Всероссийском съезде Советов, провозгласившем переход всей власти в центре и на местах в руки Советов, В. И. Ленин выступил с докладами о мире и о земле. Съезд принял ленинские декреты о мире и о земле и образовал рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, одержанная под руководством Коммунистической партии, открыла новую эру в истории человечества — эру перехода от капитализма к социализму.
С 11 марта 1918 года В. И. Ленин жил и работал в г. Москве, после переезда сюда ЦК партии и Советского правительства из г. Петрограда.
В. И. Ленин разработал принципы объединения советских республик в единое многонациональное государство на основе добровольности и равноправия — Союз ССР, который был создан в декабре 1922 года.
Советское правительство во главе с  В. И. Лениным последовательно боролось за сохранение мира, за предотвращение новой мировой войны, стремилось наладить экономию, и дипломатические отношения с др. странами. Вместе с тем советский народ оказывал поддержку революционному и национально-освободительному движениям.
В. И. Ленин был вождём не только российского, но и международного рабочего и коммунистического движения. В письмах к трудящимся стран Западной Европы, Америки и Азии В. И. Ленин разъяснял сущность и международное значение Октябрьской социалистической революции, важнейшие задачи мирового революционного движения. По инициативе В. И. Ленина в 1919 году был создан 3-й, Коммунистический Интернационал. Под руководством В. И. Ленина проходили 1-й, 2-й, 3-й и 4-й конгрессы Коминтерна. Им были написаны проекты многих резолюций и документов конгрессов. В произведениях В. И. Ленина, в первую очередь в труде «Детская болезнь ⌠левизны в коммунизме» (1920 г.), разработаны программные основы, стратегия и принципы тактики международного коммунистического движения.
В мае 1923 года В. И. Ленин из-за болезни переехал в посёлок Горки под г. Москвой.
В январе 1924 года в состоянии его здоровья В. И. Ленина внезапно наступило резкое ухудшение. 21 января 1924 года в посёлке Горки Московской области в 6 час. 50 мин. вечера В. И. Ленин скончался.
27 января состоялись похороны на Красной площади; гроб с забальзамированным телом В. И. Ленина был помещён в специально построенном Мавзолее. (2) **

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич, величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского социалистического государства, учитель и вождь трудящихся всего мира.

 

1926 г.

Народный комиссариат по военным и морским делам СССР с 1923 г. по март 1934 г. руководил Сухопутными войсками, Военно-Морскими Силами и Военно-Воздушными силами. (69) (70)

С 1 января 1924 г. выходила газета «Красная звезда». (6)

С января 1924 г. в СССР действовала Первая Конституция СССР. (7)

1-я Отдельная легкобомбардировочная эскадрилья имени В. И. Ленина находилась в г. Москве. (5)
В т. г. 1-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина переведена в г. Липецк, где она стала называться 40-я Отдельная легкобомбардировочная авиаэскадрилья имени В. И. Ленина или «Липецкая авиагруппа» или «Ленин».

Командир эскадрильи

Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Вооружение: советские самолёты Р-1.

Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.). Заказ РВСР Государственному авиазаводу № 1 на постройку 70 с-тов D.H.4 был получен 30.09.1918 г. Сборка двух первых с-тов задержалась по причине отсутствия моторов завершилась в 1920 г. В воздух поднялся 02.06.1920 г. первый с-т (серийный № 2292) и 15.06.1920 г. — второй с-т (серийный № 2293). В 1921 г. на ГАЗ № 1 изготовлены 20 с-тов D.H.4 с двигателями Fiat A-12 мощностью 240 л.с. Затем была серия с-тов D.H.9. В 1923-1927 гг. выпущено порядка 1650 боевых с-ов и 130 учебных Р-2 (Р-1 с мотором «Сиддли Пума») и с-тами с другими двигателями. Первые серийные с-ты сдавались РККА летом 1924 г. без вооружения, т.к. не была готова синхронная пулемётная установка Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1. Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9. Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1. В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6. С 1928 г. самолёты оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки. До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. На протяжении почти 10 лет, с-т использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. (5)

С 01.06.1924 г. ещё со времён 1-й отд. авиаэскадрильи на вооружении 40-й эскадрильи состояли с-ты Р-1: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный/номер 2521), «Самарец – Ильичу» (с/н 2512), «Сибирский рабочий» (с/н 2527), «Красный сормович» (с/н 2514), «Донской рабочий» (с/н 2538), «Продработник» (с/н 2526), «Московский коммунальник» (с/н 2530), «Кизлы-Бухара» (с/н 2506), «Красное Черноморье» (с/н 2513), «Дзержинский – 1» (с/н 2516), «Земляк Ильича» (с/н 2517), «Красная сибирячка» (с/н 2518), «Имени товарища Семашко» (с/н 2519), «Комсомолец Сибири» (с/н 2520), «Нижегородский рабочий» (с/н 2522), «Картыген» (с/н 2523), «Красный владимирец» (с/н 2528), «Грозный» (с/н 2529), «Красный северокавказец» (с/н 2531). (5)

***

1927 г.
Январь
1 января
Командир эскадрильи …?

Октябрь 1927 г.

** Карклин Иван Иванович (Ян Янович) – советский военачальник, военный лётчик, даты жизни: 07.01.1895 — 10.06.1938, воинское звание — комдив в 1935 г.
Родился в январе 1895 года в Зиргенской волости Виндавского уезда Курлдяндской губернии Российской империи в семье учителя, по национальности — латыш.
В 1915 г. призван в Русскую императорскую армию. В 1916 г. окончил Петергофскую школу прапорщиков. Участник Великой войны (1-й мировой войны) с 1915 г. по 1916 г. Воевал на Северо-Западном и Румынском фронтах. Военный лётчик в 9-м авиационном отряде истребителей. В 1917 г. избран членом полкового комитета и начальником команды конных разведчиков полка. Последний чин в Русской армии Свободной России — поручик.
В Красной Армии с 1918 г. Член ВКП(б) с 1918 г.
Участник Гражданской войны в Свободной России 1918-1923 годов, в период с 1918 г. по 1922 г. Воевал в Области войска Донского и на Северном Кавказе. В 1918 г. — военный руководитель Горской волости и Порховского уезда Псковской губернии, военный руководитель города Котельниково Донской области, в 1919 г. — военный руководитель и начальник штаба обороны города Котельниково, в 1920 г. — начальник штаба и военный комиссар отдельной Кабардино-Балкарской кавалерийской бригады…
После Гражданской войны был на ответственных должностях в пограничных войсках ОГПУ и авиации РККА. В 1921 г. — начальник полевого штаба Терской группы войск, командир 3-й Донской кавалерийской бригады. В 1922-1923 гг. — начальник штаба Туркменского пограничного отряда. В 1924 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА. В октябре 1924 г. был направлен на учёбу в Высшую школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, которую окончил в 1925 г., получив назначение на должность начальника штаба 6-го отдельного разведывательного авиаотряда. С декабря 1925 г. по … г. — начальник штаба 8-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи. С … г. по октябрь 1927 г. — начальник штаба 30-й авиаэскадрильи. С октября 1927 г. — командир 40-й авиационной эскадрильи имени В. И. Ленина в г. Липецке. (5) (8) (9) (10) (11)  **

***

1929 г.
Ком-р эс-и военлёт Иван Иванович Карклин. (5)

Апрель 1929 г.
В 1929 г. в Красной Армии начинает внедряться социалистическое соревнование за изучение и сбережение боевой техники и оружия. Полки стрелковых дивизий боролись за Красное знамя победителя в социалистическом соревновании дивизии. (48)

Июль 1929 г.

10 июля 1929 г. был совершён налёт на управление Китайско-Восточной железной дороги в г. Харбине и по всей линии дороги до советской ж.д. станции Пограничная. Советская часть управления дороги была насильственно устранена; советские служащие и рабочие дороги подверглись репрессиям и избиениям; китайская полиция и русские белогвардейцы вторглись в советские торговые и культурные учреждения. Манчжурские власти стремились таким способом отменить Бэйпинский и Мукденский договоры и захватить дорогу в свои руки. Манчжурских милитаристов поддерживали правительство из г. Нанкина и некоторые капиталистические державы. (84)

17 июля 1929 г.  Ответ правительства из г. Нанкина на советский демарш от 13 июля был неудовлетворителен: он обходил молчанием предложения советской стороны и тенденциозно изображал имевшие место факты. Тогда нотой от 17 июля 1929 г. Советское правительство сообщило об отозвании своих дипломатических представителей из Манчжурии, заявив при этом, что сохраняет за собой все права, вытекающие из Бэйпинского и Мукденского договоров 1924 г. (84)

20 июля 1929 г.  На ж.д. станциях КВЖД находились войска Китая. Работу железной дороги контролировали только китайские служащие. Белые русские эмигранты из Республики Россия в г. Харбине начали объединяться в организации и военные отряды. К границе Союза Советских Социалистических Республик подходили китайские войска. Затем последовали провокационные вооружённые налёты на советские пограничные заставы. Неоднократные протесты правительства Советского Союза к правительству Китайской республики оставались без ответа. Правительство Китайской республики, подстрекаемое международной реакцией, предало интересы своего народа, чем нанесло тяжёлый удар делу советско-китайской дружбы. (85)

Август 1929 г.

В приграничных селениях на территории Китая в Маньчжурии сосредоточивались русские белогвардейские отряды под начальством атаманов Зырянова, Верхотурова, Антонова, Назарова и других, недобитых в годы Гражданской войны в Свободной России атаманов. Белогвардейцы обстреливали ружейно-пулемётным огнём советские пароходы и катера на р. Амуре, заставы и населённые пункты, находившиеся на советском берегу. Эти действия недобитых врагов Советской власти успешно подавлялись огнём орудий и пулемётов мониторов «Ленин» и «Свердлов» с двумя катерами Амурской флотилии и приданными им отрядом пограничников и двумя стрелковыми взводами 2-й Приамурской стрелковой дивизии. (86- Краснознамённый Тихоокеанский флот. — Москва, Воениздат, 1973. С. 114.)

6 августа 1929 г. Революционный военный совет СССР издал приказ № 227/41 об образовании Особой Дальне-Восточной армии (далее — ОДВА). Управление ОДВА должно было формироваться на основе управлений 18-го ск и 19-го ск. Соответственно управления 18-го и 19-го стрелковых корпусов Сибирского военного округа расформировывались, а личный состав выделялся на формирование управления Особой Дальне-Восточной армии. (87) (88) (89) (90)

В 1929 г. командующим войсками ОДВА назначен В. К. Блюхер (в должности 6.8.1929 – 1938 гг.). (91) (92) (93) (94) (94)

Сентябрь 1929 г.

Приказом ….  40-я авиаэскадрилья передавалась в состав Особой Дальне-Восточной армии..

Для усиления Дальне-Восточной авиагруппы Дальне-Восточной группы войск была выделена 40-я отдельная авиаэскадрилья имени В. И. Ленина, вооружённая 13-19-ю самолётами Р-1. Авиаэскадрилья прибыла по железной дороге из г. Липецка на Дальний Восток осенью 1929 г. в г. Спасск-Дальний. В составе Дальне-Восточной группы войск теперь были 40-я авиаэскадрилья «Ленин» и 68-й авиагидроотряд, приписанный к Дальне-Восточной военной флотилии.

Командиром 40-й аэ имени В. И. Ленина был военлёт Иван Иванович Карклин. Самолёты несли на обоих бортах характерные знаки отличия — большие белые стрелы. На бортах самолётов 2-го отряда 40-й эскадрильи были нанесены также ордена Красное Знамя.  (5) (12) (13) (14)

Осенью по железной дороге из г. Липецка 40-я авиаэскадрилья переехала в г. Спасск-Дальний.
* Г. Спасск-Дальний. 04.01.1926 г. город Спасск-Приморский объявлен центром Спасского р-на. В августе 1929 г. г. Спасск-Приморский назван г. Спасск-Дальний.

** Спасск-Дальний – город в Тихоокеанском Приморье.
Город расположен в 243 км к северо-востоку от г. Владивостока.
Город расположен на Приханкайской низменности, в 20 км от озера Ханка.
Первоначально основано село Спасское переселенцами из других районов Российской империи около 1886 г., близ которого в 1906 г. построена железнодорожная станция Евгеньевка Уссурийской железной дороги. В 1908 г. на базе месторождений высококачественных известняков и глин близ станции Евгеньевки построен цементный завод. В 1917 г. село Спасское преобразовано в город Спасск-Приморский.
В 1922 г. при освобождении Приморья красными войсками Народно-республиканской армии Дальне-Восточной республики от русских войск Белой гвардии и интервентов Японской империи в районе г. Спасска-Приморского была проведена Спасская операция 1922 года.
В 1926 г. в состав города Спасска-Приморского вошёл пристанционный посёлок Евгеньевка. 4.1.1926 г. город Спасск-Приморский объявлен центром Спасского района. В августе 1929 г. г. Спасск-Приморский назван г. Спасск-Дальний. В 1932-34 годах близ станции Евгеньевки построен второй цементный завод. (49) (50) **

Спасск-Дальний — город, р.ц., Приморский край, Российская Федерация. Основан в 1886 г. как с. Спасское; название по церкви, освященной во имя Преображения Господня или, как его называют в народе, Спас-Преображения. Почитаемость этого праздника обусловила многочисленность посвящённых ему церквей, а следовательно и сёл, и городов с названиями Спасское, Спасск. Для их различия в названия обычно включают дополнительные ориентиры. Поэтому город Спасск Приморского края, для отличия от других городов с тем же названием, получил название Спасск-Дальний. (51- Географические названия мира: Топонимический словарь. 2001 г.; 52- Географические названия Дальнего Востока России: Топонимический словарь. 2009.)

Технические характеристики самолёта Р-1:

Масса, кг:
— пустого самолёта – 1441;
— нормальная взлётная – 2191.
Тип двигателя: М-5И (пр-ва СССР, завод Икар в г. Москве) (вес 424 кг), М-5Б (пр-ва СССР, завод Большевик в г. Ленинграде), Либерти (пр-ва США и Великобритании), ПД М-5 и другие.
Моторы М-5И (московские) в среднем работали до первой переборки 50 часов, моторы М-5Б (ленинградские) — 55-60 часов, но встречались моторы М-5Б, отработавшие без поломок более 100 часов.
Мощность двигателя, л.с.: 400.
Максимальная скорость, км/ч: 202.
Крейсерская скорость, км/ч: 176.
Практическая дальность, км: 700.
Скороподъёмность, м/мин.: 194.
Практический потолок, м: 4800.
Экипаж, чел.: 2.
Вооружение: два-три 7,62-мм пулемёта и лёгкие бомбы общим весом до 400 кг.
До осени 1926 г. на левом борту всех с-тов Р-1 ставился импортный пулемёт «Виккерс».
С 1928 г. на левом борту всех с-тов Р-1 для ВВС РККА ставился советский пулемёт ПВ-1 (системы Максим с воздушным охлаждение), а для экспортных — «Виккерс».
Были и другие пулемёты. (5) (12) (13) (14) (180)

 

Перемещение эскадрильи было вызвано агрессией Китая в районе Китайско-Восточной железной дороги против Советского Союза начавшейся 10.07.1929 г.
Для отражения агрессии Приказом Реввоенсовета от 06.08.1929 г. создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА), командующий войсками В. К. Блюхер. ОКДВА имела две группы войск — Забайкальскую и Дальневосточную, которые действовали с разных концов КВЖД. 40-я лбаэ вошла в состав Дальневосточной группы войск.
Из истории:
— 1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1924 г. (СССР)
— 1-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1925 г. (СССР)

Источники:

4/ Военный энциклопедический словарь. — Москва, Военное издательство, 1984, 863 страниц (стр.) с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.). С. 835. Статья «Эскадрилья».

5- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html

6/ Военный энциклопедический словарь. 1984. «Важнейшие события истории Вооружённых Сил СССР». С. 854-855.

 

7/ Фрунзе М. В.: Военная и политическая деятельность. — Москва: Воениздат, 1984.

 

8/ Сайт «ria1914.info». Статья «Карклин Иван Иванович».

https://www.ria1914.info/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

9/ Статья «Карклин Иван Иванович».

10/ Статья «Карклин Иван Иванович».

11/ Статья «Карклин Иван Иванович».

12/ Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.

13/ Симаков Б. Л. Самолёты страны Советов. 1917-1970.

14/  Журнал «Крылья Родины». Статья Николая Гордюкова «Первый авиадолгожитель».

15/ Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва: Издательство Наука – 1986 г. В книге есть численный состав советской авиации в 20-е и 30-е годы, на 01.01.1931 г.

48/ Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979. С. 88 – О социалистическом соревновании.

69/ Военный энциклопедический словарь. 1984. Статья «Министерство обороны СССР». С. 446.

70/ Там же. Статья «Морское министерство», статья «Морской генеральный штаб». С. 461.

71/

84/ Дипломатический словарь. — Москва: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948. Статья «КВЖД».

85/ Военно-исторический журнал, 1972 г. № 6.

86/ Краснознамённый Тихоокеанский флот. — Москва, Воениздат, 1973. С. 114.

87/ Центральный государственный архив Советской армии (с июня 1992 г. Российский государственный военный архив). ОДВА.

88/ БСЭ. ОДВА

89/ Военный энциклопедический словарь. — Москва, Военное издательство, 1984. Статья «Советско-Китайский конфликт 1929». С. 686.

90/ В пламени и славе. Очерки истории Краснознамённого Сибирского военного округа. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирское кн. изд-во. — Новосибирск, 1988.

91/ Душенькин В., От солдата до маршала, — Москва, 1960. О Блюхере Василии Константиновиче.

92/ Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия. 1969—1978. Статья «Блюхер Василий Константинович».

93/ Кондратьев Н. Д., Маршал Блюхер, — Москва, 1965.

94/ Душенькин В. В., Пролетарский маршал, Москва, 1973.

95/ Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». — Москва: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992. Статья «Блюхер Василий Константинович».

96/ Военно-биографический словарь. 2013. Статья «Блюхер Василий Константинович».

97/ Центральный государственный архив Советской армии (с июня 1992 г. Российский государственный военный архив). Ф. 1055, 72 ед. хр., крайние даты: 1922-1930. Управление 2 Приамурской стрелковой дивизии (бывш. Сводная сд).

 

Абросимов Н. А. Статья начата 01.01.2015 г.