Нештатный парашютно-десантный отряд 1-й авиабригады – временное воинское формирование, созданное для выполнения боевой или специальной задачи в составе 1-й авиационной бригады Ленинградского военного округа Военно-Воздушных Сил Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. Существовал отряд с июня 1931 г. по 1932 г.
***
1930 год от Рождества Христова
= Советский Союз =
= Рабоче-Крестьянская Красная Армия =
_ Владимир Ильич Ленин учил, что для победы над противником надо овладеть современной техникой и современным способом ведения войны (См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, с. 139; т. 40, с. 188). Это указание вождя находилось в центре внимания нашей партии и Советского правительства.
_ В 1922-34 годах генеральным секретарём ЦК ВКП(б) был Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия Джугашвили). Одновременно Иосиф Виссарионович был членом Оргбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) с 25.3.1919 года по 5.10.1952 года, членом Политбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) (название менялось, см. в БРЭ статью Политбюро ЦК КПСС) с 25.3.1919 года по 5.3.1953 года, членом ЦИК СССР в 1922 года по 1938 год, членом Совета труда и обороны при СНК СССР с 1930 года по 1937 год.
_ Председателем РВС СССР был краском Кимент Ефремович Ворошилов (в должности: ноябрь 1925 г. – 20 июня 1934).
Заместителями председателя РВС СССР были краском Сергей Сергеевич Каменев (в должности: 1927 – 15 марта (20 июня) 1934), комиссар Ян Борисович Гамарник (в должности: 3 июня 1930 – 20 июня 1934), Иероним Петрович Уборевич (в должности: 1930 – 10 июня 1931), краском Михаил Николаевич Тухачевский (в должности: 1931 – 20 июня 1934).
_ Народным комиссаром по военным и морским делам СССР был краском Кимент Ефремович Ворошилов (в должности: ноябрь 1925 г. – 20 июня 1934), одновременно председатель Реввоенсовета СССР.
Заместителем народного комиссара по военным и морским делам и С. С. Каменев (в должности: март 1927 – 15 марта 1934), одновременно заместитель председателя Реввоенсовета СССР.
_ Парашюты для воздушно-десантных войск имеют особое значение. С ними связаны прыжки первых десантников. Они и сегодня являются основным средством доставки в тыл противника на поле боя личного состава, всех видов оружия, боевой техники и материальных средств воздушного десанта. …
Первым, кому удалось успешно решить эту сложную проблему, стал русский изобретатель Г. Е. Котельников. Ему удалось в 1910-1911 годах найти совершенно новое, оригинальное решение спасательного парашюта. Модель его размещалась в специальном небольшого размера ранце, который крепился на спине лётчика. Первые же опыты показали безотказность парашюта в действии независимо от положения тела лётчика при падении в воздухе.
Г. Е. Котельников предложил свой парашют военному ведомству царской России. Однако последнее не поняло огромного значения этого изобретения и отклонило предложение Котельникова снабдить его парашютом русских военных воздухоплавателей и лётчиков.
Только осенью 1914 г. царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова.
Парашют был подвергнут новым испытаниям, с большим трудом и в ограниченном количестве стал поступать на снабжение авиации. Его начали применять на бомбардировщиках «Илья Муромец». Но к этому времени парашютная промышленность в зарубежных странах ушла вперёд, и уже в 1916 г. парашюты Котельникова в русской авиации были заменены французскими парашютами.
После Великой Октябрьской социалистической революции Г. Е. Котельников получил возможность дальнейшего совершенствования своего парашюта. В короткие сроки он создал несколько типов авиационных парашютов. Так, например, ранцы РК-2 и РК-3 были изготовлены Г. Е. Котельниковым в виде конверта с четырьмя клапанами. Такая форма ранца оказалась удобной в эксплуатации парашютов и практически до сегодняшних дней является основной для всех систем современных парашютов. Однако отсутствие отечественной парашютной промышленности не позволило наладить выпуск парашютов Г. Е. Котельникова в широких масштабах. Потребность же в них с каждым годом возрастала. Это обусловливалось ростом советской авиации, началом развития воздушно-десантных войск, появлением массового парашютного спорта, дороговизной поставок парашютов из-за рубежа.
Перед советской научно-исследовательской мыслью со всей остротой встала задача по созданию своих отечественных парашютов всех систем, в том числе и десантных.
Коммунистическая партия и Советское правительство с первых же лет большое внимание уделяли развитию оборонного изобретательства. В 1920 г. при отделе военных изобретений Комитета по делам изобретений ВСНХ был образован специальный военно-технический совет, на который возлагалось соблюдение интересов военного ведомства в реализации военных изобретений.
Для разработки новых видов вооружения и боевой техники создаётся ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Одной из таких организаций являлся Научно-исследовательский институт Военно-Воздушных Сил (НИИ ВВС), в обязанности которого наряду с другими задачами входила разработка новой техники для зарождающихся воздушно-десантных войск.
В 1928 г. этот институт приступает к практическим работам по созданию специального парашюта для воздушно-десантных войск.
Эту работу возглавляет военный лётчик коммунист инженер Михаил Алексеевич Савицкий. В его лаборатории — парашютной мастерской вначале работали всего восемь энтузиастов. Эта маленькая техническая организация явилась родоначальницей советской парашютной промышленности.
В течение 1928-1929 годов президиум Научно-технического комитета (НТК) Военно-Воздушных Сил РККА дважды заслушивал М. А. Савицкого о ходе работ по созданию отечественных парашютов. В постановлении второго заседания президиума Научно-технического комитета (19 июля 1929 г.), на котором кроме М. А. Савицкого выступал и представитель ЦАГИ Н. В. Лебедев, отмечалось, что положительные результаты проведённых опытов гарантируют возможность изготовления у нас парашютов из советских материалов, а результаты научно-исследовательской работы ЦАГИ подтвердили возможность создания нового советского парашюта. Это же постановление определяло основные направления научно-исследовательских работ в области создания приборов автоматического раскрытия парашюта, уменьшения силы динамического удара при его раскрытии, повышения надёжности при выброске на большой скорости полета самолёта, уменьшения веса и увеличения прочности парашютов.
В свете этих решений начальник Военно-Воздушных Сил РККА* Я. И. Алкснис отдал указание изготовить опытную партию парашютов для войсковых испытаний. Он же поставил вопрос о целесообразности создания в ближайшее время парашютного завода.
— — —
* Начальником ВВС РККА с 1924 г. по 19 июня 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов, а заместителем начальника ВВС РККА с 1926 г. по 19 июня 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис.
— — —
Первым предприятием советской парашютной промышленности явилась парашютная фабрика, введённая в строй в 1930 г. Первым её директором и главным инженером был М. А. Савицкий. 18 апреля 1930 г. были изготовлены первые опытные образцы спасательного парашюта типа НИИ-1 (Научно-исследовательский институт, модель 1). Этот день считается днём рождения советской парашютной промышленности. При участии инженеров М. И. Соловьёва, Н. Ф. Данилова и А. В. Ниязова новые модели успешно прошли лётные испытания и были утверждены для серийного производства. День изготовления первого советского парашюта отмечается как рождение отечественной парашютной промышленности.
На базе первого спасательного парашюта НИИ-1 вскоре были созданы новые конструкции спасательных парашютов ПЛ-1 для лётчиков и ПН-1 для лётчиков-наблюдателей (штурманов). В этом же (1930 ?) году по конструкции М. А. Савицкого был создан первый советский парашют ПТ-1 для совершения учебно-тренировочных прыжков лётно-подъёмным составом ВВС, десантниками и спортсменами-парашютистами. Он состоял на снабжении в Красной Армии до 1940 г. С помощью ПТ-1 было установлено 22 рекорда страны, в том числе и прыжок с минимальной высоты 80 м. Достижению этих успехов немало содействовало постоянное внимание к жизни и деятельности первенца советской парашютной промышленности партийной организации, которая обсудила результаты изучения работы фабрики и приняла меры по улучшению её производственной деятельности: полному и своевременному обеспечению фабрики сырьём, организации экспериментального цеха, усилению партийной организации фабрики, улучшению воспитательной работы. (3, Глава 1. Начало пути. 4. Создание средств десантирования)
Март 1930 г.
_ В марте 1930 г. советский лётчик И.А. Кравцов (26 лет) выбросился из потерпевшего аварию самолёта на парашюте. (Архив ЦДА и К. Ф. 50. Оп. 1. Д. 2. Л. 34-36.) (10)
Май 1930 г.
_ В мае 1930 г. советский лётчик Долгов выбросился из потерпевшего аварию самолёта на парашюте. (Архив ЦДА и К. Ф. 50. Оп. 1. Д. 2. Л. 34-36.) (10)
Июнь 1930 г.
_ С 1928 г. по конец лета 1930 г. в г. Москве в Замоскворецком районе в Арсеньевском переулке в маленьком здании работала первая советская опытная мастерская-лаборатория под руководством инженера Михаила Алексеевича Савицкого по изготовлению парашютов конструкции Михаила Алексеевича Савицкого; в мастерской работали всего восемь специалистов.
_ Летом 1930 г. инженер Михаил Алексеевич Савицкий едет в служебную командировку в США на завод «Ирвинг эйр Шют», выпускавший парашюты. Газета «Буффало курьер экспресс» 11 июня 1930 года сообщала, что прибывший «мистер Савицкий имеет намерение провести месяц для тщательного изучения технологии производства и применения парашютов в авиации».
Июль 1930 г.
_ В июле 1930 г. советский лётчик Нестеровский выбросился из потерпевшего аварию самолёта на парашюте. (Архив ЦДА и К. Ф. 50. Оп. 1. Д. 2. Л. 34-36.) (10)
_ Инженер Михаил Алексеевич Савицкий по возвращении в Союз ССР сделал доклад в управлении ВВС РККА о производстве и применении парашютов в США. Реввоенсоветом СССР было принято решение начать производство парашютом собственной конструкции – конструкции разработанной в мастерской-лаборатории инженера Михаила Алексеевича Савицкого. Под новый парашютный завод были выделены помещения бывшей ситценабивной фабрики в городе Тушино. Директором завода был назначен Михаил Алексеевич Савицкий.
_ В это же время для разработки опытных образцов десантной техники при управлении ВВС РККА был создан конструкторский отдел под руководством военного лётчика П. И. Гроховского.
_ В июле 1930 г. три самолёта-разведчика Р-1 участвовали в первых в Союзе ССР экспериментах по парашютному десантированию, проходивших под г. Воронежем. Парашютисты прыгали с бомбардировщика ФГ-62 и спускались на спасательных парашютах конструкции Михаила Алексеевича Савицкого, а их снаряжение и оружие на специальных парашютах сбрасывалось с самолётов Р-1 с высоты 150 м.
26 июля
_ Случаи спасения лётчиков И.А. Кравцова, Долгова и Нестеровского только в 1930 году при авариях самолётов с помощью парашюта убедительно говорили о необходимости обучения всех лётчиков прыгать с парашютом и принятия срочных мер для развития парашютизма в Союзе ССР.
= Сборы командно-начальствующего состав Военно-Воздушных Сил Московского военного округа =
Начальником ВВС МосВО был красвоенлёт …
_ В июле 1930 г. на аэродроме 11-й авиабригады Потребкооперация на аэродроме в г. Воронеже проходили сборы командно-начальствующего состава Военно-Воздушных Сил Московского военного округа. На этих сборах инспектор ВВС РККА по парашютному делу красвоенлёт Леонид Григорьевич Мино́в должен был выполнить показательный прыжок. Старший лётчик 11-й авиабригады Яков Давидович Мошко́вский сам вызвался быть помощником красвоенлёта Леонида Григорьевича Мино́ва и тоже прыгнуть с парашютом. 26 июля Яков Давидович Мошковский совершил свой первый прыжок с парашютом, прыгнув вслед за Мино́вым; за ними прыгнули ещё несколько лётчиков
Август 1930 г.
1 августа
_ 1 августа 1930 г. управление ВВС РККА завершило подготовку к эксперименту по парашютному десантированию отряда на территорию «противника».
Начальником ВВС РККА был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов (в должности: с 1924 г. по 19 июня 1931 г.), одновременно был членом Реввоенсовета СССР (в должности: с 21 марта 1925 г. по 28 июня 1931 г.).
Заместителем начальника ВВС РККА был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (в должности: с 1926 г. по 19 июня 1931 г.).
Инспектором ВВС РККА по парашютному делу был красвоенлёт Леонид Григорьевич Мино́в.
Начальником вооружений РККА был краском Иероним Петрович Уборевич (в должности: ноябрь 1929 г. – (апрель) июнь 1931 г.), одновременно заместитель наркома обороны.
Заместителем начальника вооружений РККА был краском Николай Алексеевич Ефимов (в должности: 1926 г. – 1931 г.).
В г. Воронеже дислоцировалась 11-я авиабригада Потребкооперация.
2 августа
_ 2 августа 1930 г. управление ВВС РККА проводило эксперимент по парашютному десантированию отряда на территорию «противника» под г. Воронежем. Отряд десантировался с двух самолётов-бомбардировщиков ФГ-62. Добровольцы-авиаторы спускалась на спасательных парашютах конструкции Михаила Алексеевича Савицкого.
_ Одна группа парашютистов десантировалась под руководством инспектора ВВС РККА по парашютному делу красвоенлёта Леонида Григорьевича Мино́ва (6 человек), а вторая группа парашютистов под руководством красвоенлёта Я. Д. Мошко́вского (6 человек).
_ Надо полагать, что с четырёх самолётов-разведчиков Р-1 для десантников было сброшено снаряжение и оружие на специальных парашютах.
_ 2 августа 1930 г. считается днём рождения Воздушно-десантных войск РККА, а ныне Днём ВДВ Российской армии Российской Федерации.
Фото. Подготовка самолёта к полёту. 1935 год. (3)
Фото. Перед посадкой в самолёт. Инспектор ВВС РККА по парашютному делу красвоенлёт Мино́в Леонид Григорьевич (слева в светлом комбинезоне) и парашютисты. Возможно 1930 год. (3)
Фото. В воздухе первые десантники. 1930 год. (3)
31 августа
_ С конца лета 1930 г. в г. Тушино уже работал первый советский парашютный завод по изготовлению парашютов Михаила Алексеевича Савицкого. Директором завода был назначен Михаил Алексеевич Савицкий.
_ С конца лета 1930 г. при управлении ВВС РККА работал конструкторский отдел под руководством военного лётчика Павла Игнатьевича Гроховского.
Декабрь 1930 г.
_ Реввоенсовет Красной Армии, подводя итоги боевой и политической подготовки за 1929/30 учебный год, отметил положительные результаты опытов по применению воздушных десантов. Руководствуясь решениями XVI съезда ВКП(б), направленными на укрепление обороноспособности СССР, мощи и боеспособности Красной Армии, Морского и Воздушного Флота, Реввоенсовет СССР одной из задач на 1931 г. указывал: «…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической сторон Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места» [*]. Обращалось внимание на необходимость глубокой разработки организационной структуры и теории боевого применения воздушно-десантных войск. (3, Глава 1. Начало пути. 2. Первые воздушно-десантные формирования)
— — —
* Центральный государственный архив Советской Армии (далее — ЦГАСА), ф. 29, оп. 50, д. 109, л. 28.
— — —
***
1931 г.
Январь 1931 г.
= Советский Союз =
_ В 1931 г. на действующем парашютном заводе в г. Тушино выпускались парашюты конструкции М.А. Савицкого. Директором парашютного завода был Михаил Алексеевич Савицкий.
_ С конца лета 1930 г. при управлении ВВС РККА работал Научно-испытательный институт ВВС, в котором конструкторский отдел под руководством красвоенлёта Павла Игнатьевича Гроховского. Главной задачей отдела были разработка, изготовление и испытание новых образцов парашютно-десантной техники.
Март 1931 г.
16 марта
= Средне-Азиатский военный округ =
_ С февраля 1931 г. в Туркменской ССР афганские басмачи Ишик-хана поднимали на мятеж местное население.
_ С 16 по 19 марта 1931 г. в Туркменской ССР в селении Коймат произошло басмаческое восстание под руководством Илли-ахуна и Д. Клыча. 400 басмачей окружили и после 3-х дней боёв полностью уничтожили советский гарнизон — отряд 85-го дивизиона войск ОГПУ.
17 марта
= Средне-Азиатский военный округ =
_ 17 марта 1931 г., второй день, в Туркменской ССР в селении Коймат происходило басмаческое восстание под руководством Илли-ахуна и Д. Клыча. 400 басмачей держали в окружении советский гарнизон — отряд 85-го дивизиона войск ОГПУ.
18 марта
= Средне-Азиатский военный округ =
_ 18 марта 1931 г., третий день, в Туркменской ССР в селении Коймат происходило басмаческое восстание под руководством Илли-ахуна и Д. Клыча. 400 басмачей держали в окружении советский гарнизон — отряд 85-го дивизиона войск ОГПУ.
= Штаб РККА =
Начальником Штаба РККА был краском Борис Михайлович Шапошников (в должности: май 1928 г. – апрель (июнь) 1931 г.).
Заместителем начальника Штаба РККА был краском Владимир Кириакович Триандафиллов (в должности: 15 октября 1930 г. — 12 июля 1931 г., погиб).
Начальником Управления боевой подготовки Штаба РККА был краском Альберт Янович Лапин (в должности: февраль 1931 г. — июль 1932 г.).
_ Управление боевой подготовки Штаба РККА состояло в 1931 году из штаба боевой подготовки и нескольких инспекций: пехоты, конницы, артиллерии, инженерных войск, войск связи, физподготовки и военных оркестров. Управление объединяло почти все рода войск Красной Армии (за исключением бронетанковых и авиации), организовывало боевую подготовку в целом, особенно благотворно это сказывалось на отработке вопросов взаимодействия родов войск, что крайне важно в современном бою.
_ Боевой подготовкой авиации занимался Штаб ВВС. Начальником ВВС РККА был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов (в должности: 1924 — 19 июня 1931). Заместителем начальника ВВС РККА был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (в должности: 1926 – 19 июня 1931).
_ Реввоенсовет Красной Армии, подводя итоги боевой и политической подготовки за 1929/30 учебный год, отметил положительные результаты опытов по применению воздушных десантов. Руководствуясь решениями XVI съезда ВКП(б), направленными на укрепление обороноспособности СССР, мощи и боеспособности Красной Армии, Морского и Воздушного Флота, Реввоенсовет СССР одной из задач на 1931 г. указывал: «…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической сторон Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места» [*]. Обращалось внимание на необходимость глубокой разработки организационной структуры и теории боевого применения воздушно-десантных войск.
— — —
* Центральный государственный архив Советской Армии (далее — ЦГАСА), ф. 29, оп. 50, д. 109, л. 28.
— — —
Выполняя эти задачи, Штаб РККА директивой от 18 марта 1931 г. создал в Ленинградском военном округе Нештатный опытный авиамотодесантный отряд в составе одной стрелковой роты; отдельных взводов: сапёрного, связи и лёгких машин; тяжёлой бомбардировочной авиаэскадрильи (12 самолётов ТБ-1) и одного корпусного авиаотряда (10 самолётов Р-5). Нештатный опытный авиамотодесантный отряд ЛенВО имел на вооружении 2 76-мм динамореактивные пушки (ДРП), 2 танкетки Т-27, 4 гранатомёта, 3 лёгкие бронемашины, 14 ручных и 4 станковых пулемёта, 10 грузовых и 16 легковых автомобилей, 4 мотоцикла и 1 самокат. В отряде было 164 человека личного состава. Командиром отряда был назначен Е. Д. Лукин.
В процессе боевой подготовки отряда предполагалось изучить организационное построение десантных частей, вопросы подготовки десантов к выполнению боевых задач, их переброски и высадки в тылу противника, организации связи и снабжения в ходе боевых действий.
Вначале предполагалось, что Нештатный опытный авиамотодесантный отряд ЛенВО будет использоваться в учебной практике только в качестве посадочного десанта. (3, Глава 1. Начало пути. 2. Первые воздушно-десантные формирования)
= Ленинградский военный округ =
Командующим войсками ЛенВО был краском Михаил Николаевич Тухачевский (в должности: 5 мая 1928 г. — 11 июня 1931 г.).
Помощником командующего войсками ЛенВО был краском …..
Членом военного совета ЛенВО был комиссар Иосиф Ереемеевич Славин (в должности: январь 1930 г. — сентябрь 1935 г.).
Начальником штаба ЛенВО был краском Борис Миронович Фельдман (в должности: ноябрь 1928 г. — декабрь 1931 г.).
Начальником штаба ЛенВО был краском Семён Петрович Урицкий (в должности: июнь 1931 г. — август 1932 г.)
Создание «Нештатного опытного авиамотодесантного отряда»
_ 18 марта Штаб РККА издал директиву о создании в Ленинградском военном округе (далее ЛенВО) «Нештатного опытного авиамотодесантного отряда», по штату 164 командира и красноармейца. (2) (3) (4) (6)
19 марта
= Средне-Азиатский военный округ =
_ С февраля 1931 г. в Туркменской ССР афганские басмачи Ишик-хана поднимали на мятеж местное население.
_ С 16 по 19 марта 1931 г. в Туркменской ССР в селении Коймат происходило басмаческое восстание под руководством Илли-ахуна и Д. Клыча. В течение 3-х дней 400 басмачей вели бои с советским гарнизоном — отряд 85-го дивизиона войск ОГПУ, и уничтожили этот отряд.
20 марта
= Ленинградский военный округ =
_ … марта выполняя директиву Штаба РККА Военный совет Ленинградского военного округа издал приказ о создании «Нештатного опытного авиамотодесантного отряда», личный состав и технику должна была выделить 11-я Ленинградская Краснознамённая стрелковая дивизия.
= Научно-испытательный институт ВВС =
_ Начальником Научно-испытательного института ВВС РККА был краском Иосиф Исаевич Зильберт (в должности: 1930 г. – июль 1931 г.).
_ Первым шагом в выполнении этой задачи (создания средств десантирования) явилось решение командования Военно-Воздушных Сил РККА о проведении Научно-испытательным институтом ВВС исследовательских работ по созданию и испытанию различных типов средств выброски с парашютами военной техники и боевых грузов.
В соответствии с этим решением в НИИ ВВС в 1930 г. был создан конструкторский отдел под руководством военного лётчика, участника гражданской войны, талантливого изобретателя Павла Игнатьевича Гроховского. Главной задачей отдела были разработка, изготовление и испытание новых образцов парашютно-десантной техники.
Все работы, возлагаемые на конструкторский отдел, объединялись общей темой — «Воздушная пехота». Несколько позже отдел был преобразован в особое конструкторское бюро.
Выполнение задания ВВС РККА, имевшего исключительно важное оборонное значение, потребовало наличия собственной экспериментально-производственной базы, в связи с чем, в марте 1931 г. конструкторскому отделу были переданы опытные мастерские Научно-исследовательского института ВВС.
Предусматривалось, что базой для войсковых испытаний создаваемой воздушно-десантной техники должен был стать формируемый в марте 1931 г. Нештатный авиамотодесантный отряд в Ленинградском военном округе. (3, Глава 1. Начало пути. 4. Создание средств десантирования.)
30 марта
_ Можно предположить, что к концу марта личный состав и техника были отобраны и НОАМДО ЛенВО был сформирован. Временно подразделения отряда могли располагаться в местах постоянной дислокации 11-й сд и на аэродроме какой-то авиабригады, потому что своего постоянного места дислокации ещё не было.
Можно предположить, что на Красногвардейском аэродроме в г. Красногвардейске (в 2022 году гор. Гатчина), готовились и строились места для штаба отряда, стоянки самолётов, для авиамастерских, танкеток, бронеавтомобилей, автомобилей, мотоциклов, оружия, боеприпасов, продовольствия, имущества.
Апрель 1931 г.
= Ленинградский военный округ =
_ Командующим войсками ЛенВО был краском Михаил Николаевич Тухачевский.
_ Организацией занятий с личным составом Нештатного опытного авиационного моторизованного десантного отряда занимался начальник ВВС ЛенВО.
Командир отряда красвоенлёт Е. Д. Лукин с личным составом НОАМДО проводил занятия по боевой и политической подготовке. Во время проведения занятий по предназначению отряда, скорее всего, присутствовали командующий войсками ЛВО, помощники командующего войсками ЛВО, начальник штаба ЛВО, начальники служб и представители начальника ВВС РККА. Заместитель начальника ВВС РККА красвоенлёт Яков Иванович Алкснис, надо полагать, много времени уделял этому отряду.
_ Можно предположить, что в апреле на Красногвардейском аэродроме в г. Красногвардейске (в 2022 году гор. Гатчина), готовились и строились места для штаба отряда, стоянки самолётов, для авиамастерских, танкеток, бронеавтомобилей, автомобилей, мотоциклов, оружия, боеприпасов, продовольствия, имущества.
= Средне-Азиатский военный округ =
_ В 1931 г. в Союзе ССР в Средней Азии происходили вооружённые мятежи. 1 апреля в Таджикской ССР бандой басмачей под руководством Ибрагим-бека был захвачен гор. Чалтау.
_ Вооружённые мятежи 1931 года в Союзе ССР в Средней Азии происходили на большом пространстве, банды формировались в сопредельных государствах и не прекращались. Руководители Союза ССР принимали меры по уничтожению мятежников. В горных, степных и пустынных условиях боевые действия вести трудно. Вот тут бы и пригодились авиадесантные войска. Но их пока не было. Самолёты применялись для доставки отважных советских командиров и красноармейцев в населённые пункты, но это были единичные случаи. В этих условиях в Ленинградском ВО учились десантники.
Май 1931 г.
_ 1 мая в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся посвящённая Дню международной солидарности трудящихся, и проводился военный парад.
1 мая личный состав соединений Ленинградского военного округа участвовал в военном параде в г. Ленинграде.
_ К маю мотомехотряд разместился в г. Красногвардейске* Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Командиром отряда назначен Е. Д. Лукин (в музее А. М. Лукин, на 2010 г.) (29). Город Красногвардейск в 1931 году располагался в 45-50 км к юго-западу от г. Ленинграда, на шоссе Ленинград – Псков.
— — —
* Город Га́тчина (деревня Хотчино с 1499 г. по 1650-е годы, мыза Га́тчино с 1650-х годов по ноябрь 1796 г., город Га́тчина с ноября 1796 г. по 1923 г., гор. Троцк с 1923 г. по 1929 г., гор. Красногварде́йск с 1929 г. по 1944 г., город Га́тчина с 1944 г. по настоящее время. 2022 г. В 2022 году в Российской Федерации, административный центр Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
— — —
_ Организацией занятий с личным составом Нештатного опытного авиационного моторизованного десантного отряда занимался начальник ВВС ЛВО. Командир отряда красвоенлёт Е. Д. Лукин с личным составом НОАМДО проводил занятия по боевой и политической подготовке. Во время проведения занятий по предназначению отряда, скорее всего, присутствовали командующий войсками ЛВО, помощники командующего войсками ЛВО, начальник штаба ЛВО, начальники служб и представители начальника ВВС РККА.
Фото Город Гатчина. Гатчинский дворец. 12 августа 2015 г. Автор Абросимова В.Н.
3 мая
= Средне-Азиатский военный округ =
_ В мае в Туркменской ССР в селении Сенгерли (160 км северо-западнее города Теджен) бывший контрабандист Ораз-Гельды провозгласил себя ханом и объявил газават Советской власти, встав на путь политического басмачества.
_ В Киргизской АССР РСФСР совершён ррорыв из Китая через китайско-советскую границу через перевал Суяк басмаческой банды Г. Пансата.
_ В Туркменской ССР с конца апреля басмаческие банды Джунаид-хана находились в Красноводском районе. На колодце Кизил-Ката находился отряд басмачей во главе с М. Али. В раёоне колодцев Ходжа-Су, Джайру, Козегаур, Куртыш прибыла Маневренная группа (76 сабель) и Отряд под командованием командира бригады Мелькумова (250 чел.).
_ 3 мая в Туркменской ССР произошёл бой советского Отряда под командованием командира бригады Мелькумова (250 сабель, 10 пулемётов) с басмачами М. Али (300 чел.) у колодца Куртыш. Потеряв 10 чел. убитыми и 3 ранеными, советский отряд отошёл на колодец Игды. Басмачи в бою потеряли 45 чел.
15 мая
= Средне-Азиатский военный округ =
_ 15 мая в Узбекской ССР численность басмаческой группировки Ибрагим-бека достигла 2823 человек.
20 мая
= Средне-Азиатский военный округ =
_ Среднеазиатское бюро ЦК и ЦК (б) Туркменской ССР приняли решение о мобилизации партийного и комсомольского актива для проведения войсковой операции по уничтожению басмачей. Военный совет САВО создал полевой штаб, который возглавил координацию действий воинских частей округа, войск ОГПУ и добровольческих отрядов ударов по уничтожению центров басмаческого мятежа.
25 мая
_ Начальником Научно-испытательного института ВВС РККА был краском Иосиф Исаевич Зильберт (в должности: 1930 г. – июль 1931 г.).
Заместителем начальника Научно-испытательного института ВВС РККА был красвоенлёт Иван Данилович Флоровский, с февраля по август 1931 г.
_ 25 мая 1931 г. в НИИ ВВС обсуждались планы работ и идеи о создании снаряжения для авиадесантных подразделений конструкторов начальника конструкторского отдела НИИ ВВС Павла Игнатьевича Гроховского и инструктора 1-го разряда НИИ ВВС Николая Павловича Благи́на и в большинстве своём были одобрены.
Июнь 1931 г.
1 июня
= Ленинградский военный округ =
_ Начальником вооружений РККА был краском Иероним Петрович Уборевич (в должности: ноябрь 1929 г. – (апрель) июнь 1931 г.). Есть сведения о том, что Уборевич в апреле 1931 г. назначен командующим войсками БелВО. Заместителем начальника вооружений РККА был краском Николай Алексеевич Ефимов (в должности: 1926 г. – 1931 г.). Уполномоченным начальника вооружений РККА был краском Николай Яковлевич Ильин (в должности: май 1931 г. — …).
= Парашютный завод =
_ С конца лета 1930 г. в г. Тушино работал первый советский парашютный завод по изготовлению парашютов Михаила Алексеевича Савицкого. К июню 1931 г. были сшиты тысячи парашютов. Военная приёмка принимала парашюты у промышленности.
= Нештатный опытный авиационный моторизованный десантный отряд =
_ Организацией занятий с личным составом НОАМДО ЛВО занимался начальник ВВС ЛВО. Командир отряда красвоенлёт Е. Д. Лукин с личным составом НОАМДО проводил занятия по боевой и политической подготовке. На занятиях по тактической подготовке отрабатывались действия в тылу противника, захваты аэродромов, мостов, важных объектов, ведение оборонительного и наступательного боя. Личный состав тренировался высаживаться с самолётов, севших на аэродроме или на поле противника.
Фото. Лётчики 3-й истребительной эскадрильи 5-й авиабригады на занятиях по укладке парашюта. 3-й слева – командир звена В.А. Судец. Украинский военный округ. 1931 год.
2 июня
= Средне-Азиатский военный округ =
_ В июне 1931 г. в Туркменской ССР совершён прорыв из-за границы на советскую территорию басмаческой банды Хан-Мурада (60 чел). Басмачи Ораз-гельды развернули массовый террор в Тедженском районе, сорвав хлебозаготовки. Советский добровольческий отряд под командованием Кобисского (90 чел) в 4-дневном бою у колодца Терсакан разгромил 200 басмачей.
_ В Киргизской АССР РСФСР. Потерпев поражение от советских войск, басмаческая банда Г. Пансата прорвалась через перевал Суяк на территорию Китая, откуда и пришла. Произошло бегство за границу в Китай 50 баев Ат-Башинского района во главе с Д. Умарбаевым.
_ Среднеазиатский военный округ. В ходе боёв с басмачами за период 20 марта по 2 июня 1931 г. потери личного состава действующих войск военного округа составили 106 человек убитыми, 90 человек ранеными и 3 пропавшими без вести. Басмачи потеряли 1224 челвек убитыми, 75 пленными, добровольно сдалось 314 басмачей.
5 июня
= За овладение техникой! =
_ В книге «Краснознамённый Киевский. 1979, написано:
5 июня 1931 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О командном и политическом составе РККА». В нём говорилось, что основной задачей в деле дальнейшего повышения боеспособности армии является овладение всем личным составом новой боевой техникой. Это требование легло в основу работы командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций округа.
Изучение нового вооружения проходило в войсках под лозунгом «За овладение техникой!». Этот вопрос неоднократно рассматривался Реввоенсоветом Украинского военного округа. В одном из его постановлений отмечалось, что причиной выхода из строя новой техники и оружия, поступающих в войска, является слабое знание этой техники, нарушение правил эксплуатации и хранения. Реввоенсовет наметил меры по устранению недостатков, установил конкретные сроки контроля за изучением, сбережением и эксплуатацией техники, определил формы и методы военно-технической пропаганды, установил персональную ответственность командиров за выполнение стоящих задач.
В округе проводятся совещания ударников частей, эстафеты «За технику!», «За культуру и культурность!», декады смотра оружия и ударные месячники, военно-технический экзамен, слёты молодых ударников обороны, воинов-стахановцев и т. п. Всё больший размах получает рационализаторское и изобретательское движение. Лучшими в этом были: 4-я отдельная тяжёлая танковая, 8-я механизированная и 90-й отряд авиационной бригады, 8-й стрелковый, 51-й и 95-й артиллерийские полки (Центральный гос. архив Советской Армии (ЦГАСА), ф. 25699, оп. 34, д. 38, лл. 156, 157).
С 10 апреля 1931 г. окружная газета «Красная Армия» выходит три раза в месяц со специальным приложением под названием «За технику». В нем публиковались статьи, консультации по материальной части, тактико-технические данные вооружения. Многотиражные газеты, как и окружная, пропагандируют технику, призывают бойцов умело овладеть его (ЦГАСА, ф. 25899, oп. 34, д. 38, л. 157). (79)
Такая же работа проводилась и в войсках Ленинградского военного округа.
10 июня
Создание «Нештатного опытного парашютно-десантного отряда»
= Ленинградский военный округ=
_ В книге Советские воздушно-десантные. Военно-исторический очерк. 1-е издание. — Москва: Воениздат, 1980, в Главе 1. Начало пути. 2. Первые воздушно-десантные формирования написано:
Первые же опыты (примечание — действий посадочного десанта) показали, что в таких условиях нельзя достичь полного и глубокого исследования поставленных вопросов (примечание – обучение НОАМДО Е.Д. Лукина) направлено было только на посадочный десант). Поэтому по указанию командующего войсками Ленинградского военного округа М. И. Тухачевского в июне 1931 г. при 1-й авиационной бригаде формируется Нештатный парашютно-десантный отряд. (3)
В июне командующий войсками Ленинградского военного округа (далее ЛенВО) издал приказ о формировании в составе 1-й авиационной бригады «Нештатного парашютно-десантного отряда», по штату 46 командиров и красноармейцев. Отряд входил в состав «Опытного нештатного авиамотодесантного отряда» округа. «Нештатный парашютно-десантный отряд» укомплектован добровольцами. Парашютно-десантной подготовкой личного состава руководил инспектор ВВС РККА по парашютному делу Л. Г. Минов. «Нештатный парашютно-десантный отряд» находился в г. Детское Село РСФСР. (54) (58)
15 июня
= Советский Союз =
_ 15 июня 1931 г. правительство Союза ССР и правительство Польской республики заключили Договор о дружбе и торговом сотрудничестве.
= Средне-Азиатский военный округ =
_ 15 июня Туркменская ССР завершился басмаческий масляхат на колодце Чагыл (10-15.06.1931).
25 июня
= Средне-Азиатский военный округ =
_ 25 июня в Туркменской ССР, гор. Красноводск. Начальник гарнизона Красноводска тов. И. И. Ламанов издал приказ о поддержании вверенных ему войск в полной боевой готовности в связи с угрозой вторжения басмачей, скрывающихся в песках пустыни Кара-кум, в культурную полосу (вдоль железной дороги по линии Красноводск – Ашхабад – Мерв).
27 июня
= Средне-Азиатский военный округ =
_ К концу июня на территории Туркменской ССР действовали 14 банд общей численностью более 2 тысяч басмачей.
= Ленинградский военный округ =
_ В июне 1931 г. при 1-й авиационной бригаде был сформирован Нештатный парашютно-десантный отряд в количестве 46 командиров и красноармейцев, который разместился в г. Детское Село РСФСР. Тренировки по прыжкам с парашютом проводились сначала с башни, а затем с самолёта. В самолёте ТБ-1 парашютисты могли разместиться только на местах стрелков-пулемётчиков, то есть вместо них. Из этих кабин и совершали прыжки. Подвесная парашютная кабина ещё не была создана. (3) (29)
Фото. Парашютный десант с самолёта ТБ-1.
Август 1931 г.
В августе-сентябре на тактических учениях ЛенВО в районах г. Красное Село и г. Красногвардейска произведена выброска парашютного десанта. (54)
Сентябрь 1931 г.
В сентябре произведено десантирование 1-го нештатного опытного авиамотодесантного отряда (1-й нешт.оп.авиа.мотодес.о.) ЛенВО и 1-го нештатного парашютно-десантного отряда (1-й нешт.п-д.о.) 1-й авиационной бригады ЛенВО на тактических учениях Украинского военного округа (далее УкВО) в районе с. Могилёвка. (54)
1-му нешт.оп.авиа.мотодес.о. при 1-й авиабригаде переданы 10 отечественных самолётов Р-5. (54)
Сержантский и рядовой состав призывался на военную службу в соответствии с Законом «Об обязательной военной службе», утверждённом ЦИК и СНК СССР 13.08.1930 г. (54)
***
1932 г.
Успешные исследовательские мероприятия, проведённые личным составом 1-й абр в прошедшем году, позволили руководству вооружённых сил приступить к созданию регулярных авиадесантных подразделений и воинских частей.
05.01. Революционный Военный Совет СССР (далее РВС СССР) рассмотрел вопрос «Об авиамотодесантном отряде Ленинградского военного округа» и принял решение о создании в 1932 г. в ЛенВО, УкВО, Белорусском ВО (далее БелВО) и Московском ВО (далее МосВО) по одному штатному авиамотодесантному отряду. Численность отряда должна была составлять 144 человека. (54) (58)
В ЛенВО в г. Детское Село (в 2013 г. г. Пушкин) на основе 1-го нештатного авиамотодесантного и 1-го опытного нештатного парашютно-десантного отряда при 1-й авиационной бригады (Отряд особого назначения) (58) формируется авиамотодесантный отряд (4-й мотомехотряд) (58), получивший наименование «Отдельный отряд № 3» (или «3-й отряд Особого Назначения», (58)
Из истории:
— Нештатный опытный авиамотодесантный отряд 1-й абр ф. 1931 г. (СССР)
— 3-й отряд особого назначения 1-й абр ф. 1932 г. (СССР)
— 3-я авиационная бригада особого назначения ф. 1933 г. (СССР)
Источники:
1- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. В 30 томах.
2- Ордена Ленина Ленинградский военный округ. Исторический очерк. Лениздат. 1968.
3- Сайт Министерство обороны Российской Федерации. Воздушно-десантные войска. http://structure.mil.ru/structure/forces/airborne/history/historical_sketch.htm
~ 4- Советские воздушно-десантные. Маргелов В.Ф., Лисов И.И., Самойленко Я.П. Военно-исторический очерк. 2-е издание. — Москва: Воениздат, 1986.
~ 5- Военный энциклопедический словарь. – Москва. Военное издательство, 1984 г. 863 страницы с иллюстрациями.
~ 6- Сайт Министерство обороны Российской Федерации. Статья «Воздушно-десантные войска».
http://structure.mil.ru/structure/forces/airborne/history/historical_sketch.htm
~ 7- Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – М.: Наука. 1986.
~ 8 — Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия. 1994. Статья «Савицкий Михаил Алексеевич»
~ 9- Саукке Максимилиан. Штрихи к истории парашюта и катапульты. Часть первая. Парашют. — Москва. http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/mir_aviacii_1994_01/p3.php?ysclid=lcnu5s5ely864400707
~ 10- Кононенко Сергей Викторович. Парашютизм в СССР: История становления и развития. В 1930 – июне 1941 гг. https://www.ncfu.ru/export/uploads/dokumenty-dissertacii/diss-kononenko.pdf
14- Большая советская энциклопедия. 1969-1978. Статья «Ильюшин Сергей Владимирович».
15- Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998. Статья «Ильюшин Сергей Владимирович».
16- Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994. Статья «Центральное конструкторское бюро».
34- Сайт Творческая группа от «А до Я». История Воздушно-десантных войск. http://ot-a-do-ya.org/Articles/Air/VDV/HistoryVDV.aspx#.VSACyvAreCk
54- Сайт Волга десант. http://volgadesant.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=55&Itemid=89
58- Музей истории ВДВ в г.Рязани. 2007.
Абросимов Н. А. Статья начата 22.01.2015 г.