206-я легкобомбардировочная авиабригада (СССР)

206-я легкобомбардировочная авиационная бригада — воинское соединение Военно-воздушных сил Украинского военного округа Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза Советских Социалистических Республик. Существовала бригада с 1932 года по 1935 год.

. С 15 ноября 1931 года по 1932 год в ВВС Украинского военного округа существовала 35-я авиационная бригада. Бригада создавалась как соединение многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия. Бригада предназначалась для сопровождения тяжёлых бомбардировочных бригад, ведения разведки и ведение воздушного боя с истребителями врага. К 1932 году авиаконструкторы не смогли создать хороший самолёт, а авиапромышленность не смогла выпустить уже созданный самолёт Р-6 в большом количестве. 35-я авиационная бригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия была переформирована по штатам легкобомбардировочной и укомплектована лёгкими самолётами Р-5 (комплектация бомбардировщика).

1932 год от Рождества Христова

Май 1932 г.
= Украинский военный округ =
. Командующим войсками округа был краском Иона Эммануилович Якир.
. Иона Эммануилович Якир с 1930 г. был кандидатом в члены ЦК ВКП(б), в 1930–1934 годах был членом Реввоенсовета СССР.
. Членом Военного совета УВО был комиссар Григорий Давидович Хаханьян.
. Начальником штаба УВО был краском Дмитрий Александрович Кучинский.

_ 14-й стрелковый корпус входил в состав УВО. Командиром корпуса и заместителем командира корпуса по политчасти 14-го стрелкового корпуса был ….. (в должности: январь 1932 г. – май 1935 г.).
_ 7-я Черниговская Краснознамённая стрелковая дивизия имени М. В. Фрунзе была сформирована по приказу РВС Республики № 4 от 11 сентября 1918 г. на территории Ярославского военного округа. За боевые и трудовые подвиги была награждена Почётным Революционным Красным знаменем ВЦИК (1920 г.), орденом Красного Знамени (1929 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1934 г.). Управление и части дивизии дислоцировались в г. Чернигове. Командиром дивизии был краском В. М. Турчан (февраль 1935 г. — март 1937 г.; комбриг). (4)

. 18-я авиационная бригада была в составе ВВС Украинского ВО. Бригада дислоцировалась на аэродроме Конотоп.
Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.
Командиром бригады и заместителем командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО был красвоенлёт Франц Антонович Клышейко (в должности: с августа 1930 г. по …… г.).

. 35-я авиабригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия формировалась на аэродроме Конотоп.
Командиром 35-й авиабригады (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригады) был краском Роза Абдуллаевич Якубов (в должности: 15 ноября 1931 г. – 1932 г., после переформирования в 206-ю лбабр – 1932 г. — декабрь 1933 г.).
Начальником штаба 35-й авиабригады был краском Фокин Иван Васильевич (в должности: 15 ноября 1931 г. — май 1932 г.).
. В мае 1932 г. командиры новых авиабригад проходили обучение на Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского. В отдельную группу входили Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич, Якубов Роза Абдуллаевич, Орлов А.А., Фокин Иван Васильевич.

= Боевая подготовка =
. Пример в боевой и политической подготовке показывали коммунисты и комсомольцы. В приказе № 109 от 15 мая 1932 г. командующий войсками Украинского военного округа краском Иона Эммануилович Якир отмечал, что политический аппарат, партийные и комсомольские организации стали оказывать конкретную помощь командирам в деле повышения боевой подготовки частей. Широко развернув военно-техническую пропаганду, они более предметно руководят работой по мобилизации личного состава на овладение техникой. Коммунисты и комсомольцы дали подлинные поучительные образцы для всех воинов в сбережении, хранении и тактическом использовании техники (Газета «Красная Армия», 17 мая 1932 г.). (3, Краснознамённый Киевский. 1979. С. 89)

= Овладение техникой =
. Окружная газета «Красная Армия» в 1932 г. выходила три раза в месяц со специальным приложением под названием «За технику». В нём публиковались статьи, консультации по материальной части, тактико-технические данные вооружения. Газета знакомила читателей с техникой армий капиталистических государств. В частях и соединениях издаются многотиражные газеты. Тогда их насчитывалось 97. Многотиражные газеты, как и окружная, пропагандируют технику, призывают бойцов умело овладеть ею. В приказе командующего войсками от 15 мая 1932 г. отмечены многотиражки «Пилот Октября» (Луганская военная школа пилотов), «Атака» (2-я Украинская кавалерийская школа), «Сивашец» (44-й стрелковый полк 15-й стрелковой дивизии), «Крылья Советов» (81-я авиабригада), «За технику» (4-я отдельная тяжёлая танковая бригада), сыгравшие важную роль в военно-технической пропаганде. (ЦГАСА, ф. 25899, on. 34, д. 38, л. 157) (3, Краснознамённый Киевский. 1979. С. 88)

= Самолёт разведчик Р-6 =
. Из 11 самолётов Р-6 после устранения дефектов и доукомплектования специалисты ВВС приняли большую часть из них только весной 1932 г. Даже принятые Р-6 не совсем соответствовали утверждённым Управлением ВВС техусловиям. На них не было фотоаппаратов, радиостанций, кислородных приборов. Пустой вес значительно превышал лимиты (в ТУ наивно заложили запас всего 1,5 % к весу опытного самолета).

. В мае 1932 г. командиры новых авиабригад завершили обучение на Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского.
В приказе по окончании курсов значатся:
Командир Н-й авиационной бригады Зайцев Александр Сергеевич.
Командир Н-й авиационной бригады Тестов Семён Васильевич.
Командир Н-й авиационной бригады Якубов Роза Абдуллаевич.
Командир Н-й авиационной бригады Орлов А.А.
Командир Н-й авиационной бригады Фокин Иван Васильевич.
— — —
— 22-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Тестов Семён Васильевич. Аэродром Кречевицы. ЛенВО.
— …-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Зайцев Александр Сергеевич. Аэродром …
— 35-я авиабригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия — командир бригады с 15.11.1931 г. — Якубов Роза Абдуллаевич. Аэродром Конотоп. УкрВО.
— 32-я авиабригада — командир бригады с мая 1932 г. Фокин Иван Васильевич (учился как нач. штаба 35-й абр). Аэродром …
— 23-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Орлов А.А. (бывший командир 37-й сд). Аэродром Орша. БелВО.
— — —

. Надо полагать, что формирование 35-й авиабригады на аэродроме Конотоп в период с ноября 1931 г. по май 1932 г. прошло успешно. Не было лишь основного вооружения – многоместных самолётов истребителей.
Первыми многоместные истребители (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжёлых бомбардировщиков) Р-6 должны были получить 92-я, 96-я и 98-я эскадрильи в Московском военном округе (соответственно — Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), в которые первые машины поступали по плану уже в январе 1932 г. К концу декабря 1932 г. эти эскадрильи должны были располагать штатным составом из 12 Р-6 в каждой. Три другие эскадрильи к этому сроку предполагалось обеспечить самолётами наполовину.

= Из биографии Якубова Роза Абдуллаевича.
В 1931 г. окончил основной факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе и был назначен помощником командира 30-й Иркутской стрелковой дивизии. В ноябре (не позднее 14 ноября) 1931 г. был переведён в ВВС РККА.
15 ноября 1932 г. назначен командиром 35-й авиабригады многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия  на аэродроме Конотоп.
С 15 ноября 1931 г. по (надо полагать, май) 1932 г. — командир 35-й авиабригады УкрВО, на аэродроме в г. Конотопе.
С ….. по май  1932 г. Якубов Р. А. учился на строевом отделении окончил Курсов усовершенствования комначсостава ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского, по окончании курсов присвоена квалификация «военный лётчик-наблюдатель».
Предположительно, в мае 1932 г. во время реформы проводимой в ВВС КА 35-я авиабригада не имела достаточного количества самолётов многоместных истребителей.
Некоторое время служил начальником Конотопского аэродрома. С ….. по декабрь 1933 г. — командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады. =

= Самолёт разведчик Р-5 =
. 22 мая 1931 г. в комиссию обороны СССР поступил проект предложений по перевооружению авиации, разработанный по требованию начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Петра Ионовича Баранова под руководством заместителя начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Якова Ивановича Алксниса. Новый самолёт разведчик Р-5 в этом плане занимал главенствующее место. Предполагалось создать 12 легко бомбардировочных эскадрилий (эскадрилья тогда состояла из трёх отрядов численностью около 30 самолётов), 9 разведывательных эскадрилий и 4 корпусных отряда, вооружённых самолётами Р-5.
. В значительной степени план строительства самолётов удалось реализовать — общее количество построенных в 1931 г. самолётов Р-5 составило 336 единиц. Можно предположить, что 18-я авиабригада получала новые самолёты Р-5. (11)

. Есть сведения. Конотопский авиаремонтный завод «Авиако́н». Г. Конотоп. Предприятие основано в 1931 г. как авиационные мастерские в составе 18-го авиапарка 18-й авиабригады УВО, на которых производили ремонт тяжёлых самолётов дальних бомбардировщиков ТБ-3, многоцелевых самолётов дальних разведчиков Р-6, самолётов истребителей И-16, самолётов дальних бомбардировщиков ДБ-3А, самолётов дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф и авиадвигателей М-5, М-17, М-87, М-88. В июне 1940 г. мастерские получили название «16-тые стационарные авиационные мастерские».

Июнь 1932 г.
. Сведений о боевой и политической подготовке в 18-й авиабригаде, 35-й авиабригаде многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия и 206-й легкобомбардировочной авиабригадах не найдено. Можно предположить, что какое-то время в 1932 году обе бригады находились на аэродроме Конотоп.
. 1 июня в войсках УВО начался летний период обучения учебного 1931-32 годов. Летом войска 206-й лбабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка.

= Боевая подготовка =
. В 1932 г. командирская боевая подготовка составляла 42 часа в месяц. Основное внимание обращалось на изучение начальствующим составом новой техники и способов её боевого применения, на тактическую, стрелковую и физическую подготовку. Один день в декаду (10 дней) отводился для командно-штабных учений с обязательным выходом в поле. Ежедневно с начсоставом проводились физическая зарядка, стрелковые тренажи, ежемесячно организовывались стрелковые и спортивные соревнования. Контроль за успеваемостью начсостава по всем предметам осуществлялся путём инспекторских проверок, проводившихся весной и осенью. Оценочные листы вкладывались в личные дела командиров и учитывались при аттестовании и выдвижении на высшие должности.  (3, Краснознамённый Киевский. 1979. С. 89)
. Помощник начальника ВВС РККА и по совместительству инспектор ВВС РККА краском Сергей Александрович Меженинов назначен заместителем начальника ВВС РККА и начальником штаба ВВС РККА (в должности: июнь 1932 г. — март 1933 г.). С сентября 1929 г. (по совместительству) — инспектор ВВС РККА

Сентябрь 1932 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры, которые с 1925 года в Украинском военном округе проводились после лагерного периода. 206-я авиабригада участвовала в манёврах 14-го стрелкового корпуса. 206-я авиабригада взаимодействовала с 7-й стрелковой дивизией 14-го стрелкового корпуса.
. 29 января 1932 г. с конвейера Нижегородского автомобильного завода сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА. Можно предположить, что с 1932 г. войска начали получать 1,5 тонные грузовые автомобили НАЗ-АА / ГАЗ-АА. (Журнал «Моделист-конструктор. № 5, 1991)

Ноябрь 1932 г.
= Украинский военный округ =
. 35-я авиабригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия дислоцировалась на аэродроме Конотоп.
Командиром 35-й авиабригады (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой) был краслётнаб Роза Абдуллаевич Якубов.

. В 1932 году ВВС КА становятся самостоятельным родом войск. С конца 1932 г. по  начало 1933 авиабригады начинают разделяться на бомбардировочные, штурмовые, истребительные и смешанные.
С 1-го до 30-го номера получали тяжёлые бомбардировочные (в т.ч. и морские),
с 31-го до 199-го номера получали особые штурмовые авиабригады (81-я, 100-я, 114-я),
с 200-го до 209-го номера получали лёгкие бомбардировочные,
с 250-го до 259-го номера получали лёгкие штурмовые,
с 400-го до 409-го номера получали истребительные,
с 450-го до 459-го номера получали смешанные.
Начинается перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, истребители И-4 и И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и позже ТБ-3.

. 18-я авиабригада дислоцировалась на аэродроме Конотоп. Если 18-я авиабригада была лёгкой бомбардировочной, то она должна была получить номер с 200-го до 209-го. В биографии Клышейко Франца Антоновича мы читаем — с августа 1930 г. по …… г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ХВО, с …… г. до октября 1933 г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 209-й легкобомбардировочной авиабригады, с октября 1933 г. — начальник ВВС Приморской группы войск ОКДВА. Надо полагать, что 18-я авиабригада или уже 209-я авиабригада была отправлена на Дальний Восток в состав ОКДВА. Военный городок в гор. Конотопе был пуст или в нём остались авиационные мастерские, которые были созданы в составе 18-го авиапарка 18-й авиабригады Украинского ВО, где производился ремонт самолётов.
Надо полагать, что военный городок в гор. Конотопе не был пуст. На аэродроме дислоцировалась 35-я авиабригада (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой).
. 35-я авиабригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой.
Командиром 206-й легкобомбардировочной авиабригады с 1932 г. был краслётнаб Роза Абдуллаевич Якубов (в должности: конец 1932 г. — декабрь 1933 г.). Надо полагать, что военный городок в гор. Конотопе не был пуст. На аэродроме дислоцировалась 35-я авиабригада (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой).
206-я легкобомбардировочная авиабригада вооружалась самолётами лёгкими бомбардировщиками Р-5.

Декабрь 1932 г.
_ 1 декабря в войсках УВО начался учебный год 1932-33 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 206-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

1933 год от Рождества Христова
Январь 1933 г.
. Военный совет Украинского военного округа в составе командующего войсками округа краскома Ионы Эммануиловича Якира, помощника командующего войсками УкВО краскома Ивана Наумовича Дубового, начальника Политического управления и члена Военного совета УкВО комиссара Григория Давидовича Хаханьяна и начальника штаба УВО был краском Дмитрия Александровича Кучинского руководил боевой и политической подготовкой войск округа.
. 206-я легкобомбардировочная авиабригада взаимодействовала с 14-м стрелковым корпусом. Управление 14-го ск находилось в г. Киеве. Командование корпуса отвечало за оборону г. Киева и широкого участка территории страны вдоль советско-польской границы.
. 206-я легкобомбардировочная авиабригада дислоцировалась на аэродроме Конотоп. Командиром 206-й легкобомбардировочной авиабригады был краслётнаб Роза Абдуллаевич Якубов.

Март
. С марта 1933 г. по 1935 г. краском Сергей Александрович Меженинов — заместитель начальника Штаба РККА (с 1935 г. — Генерального штаба). Член Военного совета при наркоме обороны СССР.
Май 1933 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.
Июнь 1933 г.
. 1 июня в войсках УВО начался летний период обучения учебного 1932-33 годов. Летом войска 206-й лбабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка.
Сентябрь 1933 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры, которые с 1925 года в Украинском военном округе проводились после лагерного периода. 206-я авиабригада участвовала в манёврах 14-го стрелкового корпуса. 206-я авиабригада взаимодействовала с 7-й стрелковой дивизией 14-го стрелкового корпуса.
= Авиация =
. Советская промышленность давала Красной Армии новые самолёты: скоростные и маневренные истребители конструкции Н.Н. Поликарпова, бомбардировщики А.А. Архангельского, С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева. По своим лётно-тактическим данным, стрелковому и бомбардировочному вооружению и особенно по грузоподъёмности тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 конструктора А. Н. Туполева превосходил все имевшиеся в то время за рубежом самолёты подобного типа. Общее количество самолётов в частях ВВС Украинского военного округа в 1932-1933 гг. увеличилось с 324 до 945, т. е. почти в 3 раза (ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 102, лл. 331, 332). (3, Краснознамённый Киевский. 1979. С. 82)

Декабрь 1933 г.
_ 1 декабря в войсках УВО начался учебный год 1933-34 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 206-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
. В декабре 1933 г. командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады краслётнаб Роза Абдуллаевич Якубов назначен начальником школы и заместителем начальника школы по политической части 2-й военно-технической школы ВВС РККА (г. Вольск).

1934 год от Рождества Христова
Январь 1934 г.
= Украинский военный округ =
. Командующим войсками округа был краском Иона Эммануилович Якир.
. Помощником командующего войсками УкВО был краском Иван Наумович Дубовой.
. Начальником Политического управления и членом Военного совета УВО был комиссар Григорий Давидович Хаханьян (до февраля 1934 г.).
. Помощником начальником Политического управления УВО был комиссар Михаил Петрович Амелин.
. Начальником штаба УВО был краском Дмитрий Александрович Кучинский.
Управление округа находилось в городе Харькове.

. 14-й территориальный стрелковый корпус был в составе Украинского военного округа. Управление корпуса с 1929 г. по май (после 12 мая) 1935 г. находилось в гор. Киеве.
Командиром корпуса и заместителем командира корпуса по политчасти 14-го стрелкового корпуса был ….. (в должности: январь 1932 г. – май 1935 г.). В 1934 г. на границе за пограничными заграждениями были заграждения Киевского укреплённого района. Защита территории страны требовала высокой бдительности и крепкой обороны.
. 206-я легкобомбардировочная авиабригада дислоцировалась на аэродроме Конотоп.

Февраль 1934 г.
. Начальником Политического управления и членом Военного совета УВО был комиссар Григорий Давидович Хаханьян до февраля 1934 г.
. Начальником Политического управления и членом Военного совета УВО был комиссар Михаил Петрович Амелин (в должности: февраль 1934 г. — май 1935 г.).

Май 1934 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.
. В Украинском ВО 15-й стрелковый корпус был сформирован в соответствии с приказом войскам № 0038 от 12 мая 1934 г. Управление корпуса дислоцировалось в г. Чернигове с мая 1934 г. по сентябрь 1939 г. Командиром корпусом был краском Владимир Васильевич  Тарасенко (в должности: май 1935 г. — июль 1937 г.) (с ноября 1935 г. комдив) (4). (3) (15) (17)
Управление 15-го ск принимает под своё командование 7-ю сд с управлением в г. Чернигове (областной центр) и 46-ю сд с управлением в г. Коростене Киевской области.

= Боевая подготовка =
. В 1934 г. в Украинском военном округе за примерность в дисциплине и учёбе 34 комсомольские организации были представлены для награждения переходящими Красными знаменами ЦК ЛКСМУ и Реввоенсовета округа (ПА ИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 7, оп, 1, д. 1172, лл. 33-36). Этой чести удостоились лучшие из лучших — комсомольские организации 17-й механизированной бригады, 44-гo стрелкового полка 15-й Сивашской Краснознамённой дивизии, 7-го Черниговского Червонного казачества кавалерийского полка 2-й ордена Трудового Красного Знамени УССР имени Компартии Германии кавалерийской дивизии, 240-го Луганского полка 80-й имени Пролетариата Донбасса стрелковой дивизии, авиационных частей, которыми командовали Д. Д. Зима, С. И. Руденко, Киевской военной школы связи имени М. И. Калинина (ПА ИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 7, оп. 1, Д. 926, л. 3).
Среди авиационных частей лучших, результатов в изучении и сбережении техники достигли 5-я* и 56-я** авиабригады. В социалистическом соревновании между подразделениями первенствовало звено, в котором партийную организацию возглавлял В. А. Судец. (Краснознамённый Киевский. 1979. С. 90)
— — —
*  5-я Отдельная авиационная бригада с конца 1932 г. или начала 1933 г. во время реформы ВВС КА была переформирована по новым штатам и была переименована в 255-ю легкоштурмовую авиационную бригаду. Бригада существовала в Украинском военном округе с конца 1932 г. или начала 1933 г. по середину 1935 г. Бригада дислоцировалась на аэродроме «…..» около города Киев, административного центра Киевского округа Украинской Советской Социалистической Республики.
**  56-я авиабригада с конца ноября 1932 г. или начала 1933 г. во время реформы ВВС КА была переименована в 404-ю истребительную авиабригаду. 404-я авиабригада существовала в Украинском военном округе с конца ноября 1932 года или начала 1933 года по 1935 год. Бригада дислоцировалась на аэродроме «Скоморохи» к югу от города Житомир, административного центра Житомирского округа Украинской Советской Социалистической Республики. Аэродром «Скоморохи» ещё называют «Пряжево» и «Житомир». Надо полагать, что после 17 мая 1935 г. 404-я истребительная авиационная бригада во время реформы ВВС снова получила номер 56.
— — —

Июнь 1934 г.
. 1 июня в войсках УВО начался летний период обучения учебного 1933-34 годов. Летом войска 206-й лбабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка.
. 20 июня 1934 г. РВС СССР был упразднён. Одновременно упразднялись Военные советы в округах, армиях, флотах и флотилиях.

= Овладение техникой =
. В Украинском военном округе регулярно проводились совещания ударников воинских частей, эстафеты «За технику!», «За культуру и культурность!», смотры оружия и ударные месячники в боевой и политической подготовке, военно-технический экзамен, слёты воинов-стахановцев и т.п. Всё больший размах получает рационализаторское и изобретательское движение. Лучшими в этом были 4-я отдельная тяжёлая танковая бригада РГК, 8-я механизированная и 90-я авиационная* бригады, 8-я стрелковый, 51-й и 95-й артиллерийские полки (ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 26, л. 21.) (2, с. 87)
— — —
*  С 15 ноября 1931 г. по 1932 г. в ВВС Украинского военного округа существовала 35-я авиационная бригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия, дислоцировалась на аэродроме Конотоп около г. Конотоп. 35-я отдельная авиационная бригада с конца 1932 г. или начала 1933 г. во время реформы ВВС КА была переформирована по новым штатам и была переименована в 206-ю легкобомбардировочную авиационную бригаду. Бригада существовала в Украинском военном округе с конца 1932 г. или начала 1933 г. по середину 1935 г. 206-я авиационная бригада в середине 1935 г. во время реформы ВВС КА была переименована в 90-ю легкобомбардировочную авиационную бригаду.
— — —

Ноябрь 1934 г.
. В ноябре 1934 г. при наркоме обороны СССР был создан Военный совет как совещательный орган (80 человек).

Декабрь 1934 г.
_ 1 декабря в войсках УВО начался учебный год 1934-35 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 206-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
. С декабря 1934 г. помощники командиров стали именоваться заместителями командиров.
. Заместителем, а не помощником как ранее, командующего войсками УкВО с декабря 1934 г. по 17 мая 1935 г. был краском Иван Наумович Дубовой.

 

1935 год от Рождества Христова

= Украинский военный округ =
. Командующим войсками округа был краском Иона Эммануилович Якир (в должности: март или ноябрь 1925 г. – май 1935 г., расстрелян в июне 1937 г.).
. Заместителем командующего войсками УкВО с декабря 1934 г. по 17 мая 1935 г. был краском Иван Наумович Дубовой.
. Членом Военного совета УВО был комиссар М. П. Амелин (в должности: январь 1934 г. — май 1935 г., расстрелян в сентябре 1937 г.).
. Начальником штаба УВО был краском Д. А. Дмитрий Александрович Кучинский (в должности: февраль 1931 г. — май 1935 г.).
Управление округа находилось в городе Киеве.

. 15-й стрелковый корпус был в составе Украинского военного округа. Управление корпуса находилось в гор. Чернигове. Командиром корпуса и заместителем командира корпуса по политчасти 15-го стрелкового корпуса был …..
В 1935 г. на границе за пограничными заграждениями были заграждения Киевского укреплённого района. Защита территории страны требовала высокой бдительности и крепкой обороны.
Состав 15-го ск с 12 мая 1934 г.:
— —  7-я сд с управлением в г. Чернигове (областной центр).
— —  46-я сд с управлением в г. Коростене Киевской области.
— —  45-я сд — не было с 1932 года.

~. 206-я легкобомбардировочная авиабригада дислоцировалась на аэродроме Конотоп.
Командиром бригады и заместителем командира по политической части 206-й лбабр был красвоенлёт Михаил Андреевич Каган (в должности:  …. по 17 мая 1935 г.). С 1922 г. — член ВКП(б). (20) (21) (22)

Февраль 1935 г.
2 февраля
_ Из книги «Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). 1979»: В 1935 г. в Украинском ВО должны были проведены крупные манёвры. Перед окружными манёврами 1935 г. штабом округа была проделана большая подготовительная работа. В начале года проводилась игра, на которой изучались вопросы инженерного обеспечения наступательных операций войск с преодолением заграждений и водных преград. В ней приняли участие все инженеры, командиры дивизий и корпусов. Руководил игрой начальник инженерной службы округа А. Я. Лапин. (2, с. 92)

Апрель 1935 г.
_ Из книги «Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). 1979»: В 1934 г. в Украинском военном округе командиры и бойцы на полигонах и стрельбищах настойчиво совершенствуют свою выучку. В частях проводятся массовые стрелковые соревнования, вечера и утренники. Мастера меткого выстрела помогают отстающим. Штаб Украинского военного округа регулярно проводит инспекторские проверки по стрельбе. Лучший опыт распространяется во всех частях и соединениях.
Военные лётчики отрабатывают воздушные стрельбы по буксировочным конусам, учатся точному бомбометанию, взаимодействию с пехотой, танками, кавалерией и артиллерией. Лётчик-новатор А. М. Щелкунов первым в округе применяет буксировку конусов. Однажды, когда он буксировал конус во время грозы, ударом молнии пробило крылья самолёта, повредило электроприборы. Но лётчик не потерял самообладания и благополучно посадил повреждённый самолёт. А. М. Щелкунов умело передавал своё мастерство молодым пилотам. (2, с. 88).

= Авиация Украинского военного округа =
_ Из книги «Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). 1979»: В 1935 г. в Украинском военном округе начали перевооружаться и формироваться 15, 18, 54, 87, 90-я бомбардировочные, 36-я, 56-я истребительные и 81-я штурмовая авиабригады (ЦГАСА, ф. 25899, oп. 34, д. 27, л. 63). Помимо боевых подразделений они имели авиапарки для производства текущего ремонта самолётов, авиаполигоны, школы младших авиаспециалистов, тренировочные авиаотряды по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (2, с. 84)
. В 1935 г. в УкВО формируется 10-й авиационный корпус дальней авиации особого назначения. (2, с. 84)
. В 1935 г. в УкВО имелись девять отдельных корпусных авиаотрядов – в стрелковых и кавалерийских корпусах. (2, с. 84)
. В 1935 г. в УкВО имелся полноценный парашютный полк* (ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 42, л. 23). (2, с. 85)
— — —
*  эта информация не находится в интернете в июле 2023 г.
— — —

Май 1935 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.
= Украинский военный округ =
= Киевский военный округ =
= Харьковский военный округ =
. 17 мая 1935 г. народный комиссар обороны краском К.Е. Ворошилов издал приказ № 079 о разделении Украинского военного округа на Киевский военный округ и Харьковский военный округ. Командующим войсками Киевского военного округа назначен краском Иона Эммануилович Якир. Командующим войсками Харьковского военного округа назначен краском И. Н. Дубовой. (2, с. 86)
. Командующий войсками КВО имел двух заместителей, один из них одновременно являлся заместителем по политчасти и начальником политического управления.
Помощниками командующего войсками КВО, кроме помощника по материальному обеспечению, являлись начальники родов войск: начальник военно-воздушных сил, начальник артиллерии, начальник автобронетанковых войск, начальник инженерных войск, начальник химических войск, начальник противовоздушной обороны. (4)
. В военном гарнизоне гор. Конотоп были ..-й артиллерийский полк 7-й Черниговской имени М.В. Фрунзе сд 15-го ск, 206-я легкобомбардировочная авиабригада, …

Июнь 1935 г.
. 1 июня в войсках УВО — КВО начался летний период обучения учебного 1934-35 годов. Летом войска 206-й лбабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка.

Июль 1935 г.
_ Из книги «Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). 1979»: При подготовке окружных манёвров 1935 года напряжённо трудился штаб Украинского (Киевского) округа. Штаб разработал замысел и план манёвров, планы обеспечения личного состава боеприпасами, питанием и всем необходимым для успешного выполнения задач. Инженерные части округа построили 150 километров автодорог, 20 взлётно-посадочных площадок, 21 мост, 16 наблюдательных вышек, несколько десятков колодцев для питьевой воды и т. д. (ЦГАСА, ф. 25899, он. 34, д. 26, л. 288). (2, с. 92)

Август 1935 г.
. С 8 августа 1935 г. Киевский ВО начал свою практическую деятельность  (ЦГАСА. Ф. 25899; оп. 34; д. 27; л. 250.). Войска КиевВО дислоцировались на территории Винницкой, Киевской, Одесской, Черниговской областей и Молдавской АССР УССР (ЦГАСА. Ф.4; оп. 15; д. 75; л. 224.). (2, с. 86)
. С целью подготовки окружных манёвров 1935 года в Киевском военном округе в августе проходили однодневные учения 3-й и 5-й кавалерийских дивизий по теме: «Действие конного корпуса в прорыве» (ЦГАСА, ф. 25899, он. 34, д. 26, л. 288). (2, с. 92)
. С 1935 г., может быть с 1936 г., в ВВС КА началось очередное переименование авиабригад – как правило тяжёлые авиабригады не переименовывались, а общая нумерация шла с 1-й по 150-ю.

Сентябрь 1935 г.
12 сентября
= Большие окружные манёвры Украинского военного округа =
. 12-17 сентября 1935 г. в Украинском военном округе проводились тактические учения, которые вошли в историю Советских Вооружённых Сил под названием больших Киевских манёвров. В них участвовали все рода войск: пехота, конница, воздушно-десантные, артиллерийские, бронетанковые, авиационные части и соединения. На этих манёврах отрабатывались прорыв укреплённой оборонительной полосы стрелковым корпусом, усиленным танковыми батальонами и артиллерией Резерва Главного командования, развитие прорыва кавалерийским корпусом, применение крупного авиадесанта, манёвр механизированного корпуса совместно с кавалерийской дивизией с целью окружения и уничтожения в своём тылу прорвавшейся группы противника. Впервые в Европе проверялась теория глубокого боя и глубокой операции. 45-й механизированный корпус участвовал на стороне «синих», которые прорывали укреплённую полосу обороны противника. (13, с. 92)
.  Войска, принимавшие участие в манёврах, имели условное обозначение — «синие» и «красные». «Синими» командовал командующий войсками Харьковского военного округа краском И. Н. Дубовой. «Красными» командовал его заместитель краском С. А. Туровский. Руководил учениями командующий войсками Киевского военного округа краском И. Э. Якир. За действиями войск наблюдали Народный комиссар обороны СССР краском К. Е. Ворошилов, его заместители – краскомы С. М. Будённый, Я. Б. Гамарник, М. Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба краском А. И. Егоров. На манёврах присутствовали руководители Коммунистической партии и правительства Советской Украины товарищи В. П. Затонский, С. В. Косиор, А. П. Любченко, Г. И. Петровский, П. П. Постышев, а также представители иностранных армий: генерал Луазо — от французской, генерал Крейчи — от чехословацкой, генерал Монти — от итальянской и другие.
На полях учений действовало 12 корпусов: на стороне «красных» — пять стрелковых и один механизированный; на стороне «синих» — пять стрелковых и один кавалерийский. На стороне «синих» были также авиадесантные части и авиация особого назначения, выполнявшая задачу по переброске десантных войск и боевой техники в тыл «красных». В манёврах участвовало 65 тысяч человек, 3 тысячи боевых машин, в том числе 1040 танков, 600 самолётов, 300 орудий. (13, с. 93)
. Всего в Киевских манёврах участвовало 440 самолётов (242 Р-5, 89 И-5, 60 ТБ-3, 22 Р-6 и 27 связных У-2), 1040 танков и бронеавтомобилей и до 60 тысяч военнослужащих. (14)
. Цель «Красных». «Красные», предвидя нападение «синих», в наиболее уязвимом месте противопоставили им силы 8-го стрелкового корпуса. Для окружения и ликвидации прорвавшихся групп «противника» предусматривалось введение в действие 45-го механизированного корпуса совместно с 9-й кавалерийской дивизией. Для ликвидации авиадесантных групп были созданы истребительные отряды (ЦГАСА, ф. 25880, оп. 74, д. 25, л. 12). Они состояли из частей 135-й стрелково-пулемётной бригады, которой командовал Г. С. Карев. Отряды действовали на автомашинах и легких быстроходных танках. (13, с. 93)
. Состав 3-й армии «Красных»:
Командующий войсками армии краском Семён Абрамович Туровский (заместитель командующего войсками Харьковского военного округа).
* 8-й стрелковый корпус:
Командир корпуса краском Максим Антонович Антонюк.
Состав корпуса:
= = 44-я сд. Командир дивизии краском Дмитрий Тимофеевич Козлов;
= = 100-я сд. Командир дивизии краском Василий Александрович Юшкевич;
= = 2-я Туркестанская сд;
= = 8-й корпусной авиаотряд;
* …-й стрелковый корпус (в КВО на сентябрь 1935 г. 6-й ск (15-я, 51-я, 95-я сд));
* …-й стрелковый корпус (в КВО на сентябрь 1935 г. 7-го ск (25-я, 30-я, 75-я сд));
* …-й стрелковый корпус (в ХВО на сентябрь 1935 г. 14-й ск (3-я сд, 41-я, 80-я сд));
* …-й стрелковый корпус (в КВО на сентябрь 1935 г. 15-й ск (2-я Кавказская сд, 46-я сд, 7-я сд));
* 45-й механизированный корпус (формирования 1932 г.) (133-я, 134-я мбр, 135-я спбр, специальные части). Командиром корпуса был краском А.Н. Борисенко.
Состав корпуса:
= = 133-й механизированная бригада (командир — краском Я.К. Евдокимов);
= = 134-я механизированная бригада (командир — краском С.И. Богданов);
= = 135-я стрелково-пулемётная бригада (командир — краском Г.С. Карев);
* 9-я Крымская имени Совета Народных Комиссаров Украинской Социалистической Советской Республики кавалерийская дивизия, командир дивизии краском Константин Петрович Ушаков. Дивизия входила в состав 1-го кавалерийского корпуса Червонного казачества имени Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (командир корпуса – краском Михаил Афанасьевич Демичев).
Состав дивизии:
= = 51-й кп в г. Гайсине,
= = 52-й кп в г. Гайсине (командир полка — краском Артур Юрьевич Гришко (в должности: 27.11.33 г. – 1937 г. или 1938 г., уволен)),
= = 49-й кп в г. Тульчине, адм. центр Тульчинского района Винницкой области,
= = 50-й кп в г. Тульчине (командиры полка в 1935 г. краском Никифор Гордеевич Хоруженко, краском Сергей Григорьевич Чижов. Начальник штаба полка краском Василий Михайлович Осьминский),
= = 9-й механизированный полк (начальник штаба полка краском Владимир Герасимович Петровский).
* специальные части
* 256-я легкоштурмовая авиабригада (13-я, 14-я и 24-я штурмовые авиаэскадрильи на самолётах лёгких штурмовиках Р-5Ш);
* другие авиационные части
. На время учений, техника имела опознавательные знаки. У «красных» были знаки Красной Армии. На танках и на самолётах были красные звёзды.

~. Цель «Синих». «Синие» имели цель силами 17-го стрелкового корпуса, приданных ему танковых батальонов и артиллерии РГК прорвать укреплённую оборонительную полосу «красных» и, введя в «бой» 2-й кавалерийский корпус, развить успех наступления. Для деморализации тыла «красных» планировалось использование крупных парашютного и посадочного десантов. Им ставилась задача задержать переброску резервов «противника». (13, с. 93)

. Состав 5-й армии «Синих»:
**  17-й стрелковый корпус:
Командир корпуса краском В.Э. Гермониус.
= = 24-я стрелковая Самаро-Ульяновская Краснознамённая Железная дивизия под командованием краскома Д.К. Королёва;
= = 44-я стрелковая Киевская Краснознамённая дивизия под командованием краскома Д.Т. Козлова.
В стрелковых дивизиях два из шести их стрелковых полков были заменены полками 96-й стрелковой Винницкой им. Яна Фабрициуса дивизии и 2-й Кавказской стрелковой Краснознамённой дивизии имени тов. Стёпина. Надо полагать, стрелковые полки дивизий были оставлены в метах постоянной дислокации для охраны.
= = 17-й корпусной авиаотряд;
** …-й стрелковый корпус (надо полагать, в посадочном авиадесанте, из БВО);
** …-й стрелковый корпус (надо полагать, в посадочном авиадесанте, из БВО);
** …-й стрелковый корпус (надо полагать, из МВО);
** …-й стрелковый корпус (надо полагать, из МВО);
** Пушечный полк 152-мм пушек артиллерии Резерва Главного командования
** Гаубичный полк 203-мм гаубиц артиллерии Резерва Главного командования
** Сводный 8-й танковый батальон РГК (временная воинская часть вооружённая танками Т-26, выделенными 8-й механизированной бригадой);
** 206-я легкобомбардировочная авиационная бригада (19-я, 20-я и 21-я легкобомбардировочные авиаэскадрильи на самолётах лёгких бомбардировщиках Р-5) Киевского военного округа. Командиром бригады был красвоенлёт Михаил Андреевич Каган;
** 404-я (неверно — 451-я) истребительная авиабригада (34-я и 35-я истребительные авиаэскадрильи на самолётах истребителях И-5) (Примечание: с конца 1932 г. по конец 1935 г. номера с 450-го по 459-й имели смешанные авиабригады, поэтому здесь должен быть номер 404-й истр. авиабригады – аэродром «Скоморохи», располагавшийся с югу от гор. Житомира);
** предположительно, 81-я особая штурмовая авиабригада Киевского военного округа;
** 15-я тяжёлая бомбардировочная авиабригада Киевского военного округа на самолётах тяжёлых бомбардировщиках ТБ-3;
** 18-я тяжёлая бомбардировочная авиабригада Киевского военного округа на самолётах тяжёлых бомбардировщиках ТБ-3;
** 3-я авиабригада особого назначения имени С.М. Кирова Ленинградского военного округа (авиадесантная, имела свои самолёты тяжёлые бомбардировщики ТБ-3). Командиром бригады был краском Владислав Станиславович Коханский (…01.1934-…02.1936);
** Сводный парашютный полк Киевского военного округа. Командиром полка был краском Арнольд Оттович Индзер;
** 35-я крейсерская авиаэскадрилья 18-й авиабригады многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия Киевского военного округа (22 тяжёлых истребителя («крейсера») Р-6 (двухмоторных)).
** Конно-механизированная группа «синих»:
= = 2-й кавалерийский корпус им. Совета Народных Комиссаров УССР под командованием краскома Н. Н. Криворучко в составе трёх кавалерийских дивизий(*), 4-й отдельной тяжёлой танковой бригады РГК, трёх механизированных полков(**);
— — —
(*)  3-я кавалерийская Бессарабская Краснознамённая дивизия имени тов. Котовского;
(*)  5-я Ставропольская кавалерийская дивизия имени тов. Блинова;
(*)  14-я кавалерийская Краснознамённая дивизия имени тов. Пархоменко;
В 3-й и 5-й кав. дивизиях два кав. полка из восьми их кавалерийских полков были заменены кав. полками 14-й кавалерийской Краснознамённой дивизии имени тов. Пархоменко. Надо полагать, что по одному кав. полку в 3-й и 5-й дивизиях были оставлены для охраны мест постоянной дислокации.
(*) 2-й корпусной авиаотряд;
— — —
= =  4-й сводный «танковый батальон РГК» на средних пушечно-пулемётных танках Т-28 (пушки 76-мм) из 4-го механизированного полка;
= = 14-й сводный «танковый батальон РГК» на лёгких быстроходных пушечно-пулемётных танках БТ-5 и БТ-2 (пушки 45-мм) из 134-й механизированной бригады).
~. На время учений, техника имела опознавательные знаки. У «синих» на танках на крышах башен был нарисован крест, концы которого спускались вниз вертикальными полосами на башнях и на бортах; на самолётах фюзеляж окольцовывала белая полоса, а рядом с ней вместо красной была нарисована белая звезда.
~. В течение пяти суток на территории ряда областей Украины шли напряженные «бои». Они начались разведкой «синих».

~. 12 сентября в 12.00 учения начались.
. Надо полагать, что четыре стрелковых корпуса 3-й армии «красных» находились на полосе обороны «красных», а 8-й ск участвовал в подвижных действиях.
. Надо полагать, что четыре стрелковых корпуса 5-й армии «синих» находились на полосе обороны «синих», а 17-й ск участвовал в подвижных действиях.
. Войска выходили в исходные районы. Одновременно шла подготовка наступления 5-й армии «синих». В ночь на 13 сентября сторона «синих» начала проводить разведку – это было начало учебных боевых действий. Разведывательные роты и батальоны стрелковых корпусов 5-й армии «синих» двинулись к переднему краю обороны 3-й армии «красных». (13, с. 93) (14)

~13 сентября
= Наступление 5-й армии «синих» =
. В течение ночи разведчики «синих» выясняли места расположения частей «красных».
. Утром 5-я армия «синих» силами 17-го стрелкового корпуса, приданных ему танковых батальонов и артиллерии РГК, перешла в наступление, сосредоточивая основные усилия на прорыв фронта в районе города Житомира, наносила удар в направлении города Киева. Наступающие войска активно поддерживала авиация.
. 13 сентября утром 5-я армия «синих» начала артиллерийскую подготовку – огонь вели из пушек разного калибра, в том числе из 152-мм пушек и 203-мм гаубиц артиллерии Резерва Главного командования (РГК). Войска, двигаясь за огневым валом, приблизились к укреплённой оборонительной полосе 3-й армии «красных» и атаковали её.
В атаке участвовали 17-й стрелковый корпус «синих» под командованием краскома В.Э. Гермониуса. В составе корпуса были: 24-я стрелковая Самаро-Ульяновская Краснознамённая Железная дивизия под командованием краскома Д.К. Королёва и 44-я стрелковая Киевская Краснознамённая дивизия под командованием краскома Д.Т. Козлова.
Атакующие стрелковые дивизии «синих» поддерживали танковые батальоны стрелковых дивизий на лёгких пушечно-пулемётных танках Т-26, танкетные роты на пулемётных танкетках Т-27 из разведывательных батальонов стрелковых полков и сводный 8-й танковый батальон РГК (временная воинская часть вооружённая танками Т-26, выделенными 8-й механизированной бригадой); с воздуха оборонявшихся бомбили и обстреливали из пулемётов экипажи самолётов бомбардировщиков Р-5 из 19-й, 20-й и 21-й лёгких бомбардировочных авиаэскадрилий 206-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригады.
«Синие» войска 5-й армии силами их стрелковых и танковых соединений и частей, прорвали оборону войск 3-й армии «красных».

= Ввод в прорыв КМГ 5-й армии «синих» =
Завязался «бой» в глубине обороны «красных».
Для развития своего успеха командующий войсками 5-й армии «синих» краском И.Н. Дубовой ввёл в прорыв Конно-механизированную группу «синих» в составе 2-го кав. корпуса им. Совета Народных Комиссаров УССР под командованием краскома Н. Н. Криворучко в составе трёх кавалерийских дивизий, 4-й отдельной тяжёлой танковой бригады РГК, трёх механизированных полков РГК. Первыми шли танкисты – главная ударная сила сухопутных войск. Вторыми шли кавалеристы 3-й и 5-й кав. дивизий 2-го кав. корпуса.
~. Конно-механизированная группа 5-й армии «синих» была атакована с воздуха авиацией «красных» из 3-й армии. Конные лавы и колонны атаковали на малой высоте от 15 метров до 50 метров (с бреющего полёта) экипажи 13-й, 14-й и 24-й штурмовых авиаэскадрилий 256-й штурмовой авиабригады на самолётах штурмовиках Р-5Ш. Эскадрильи шли волнами – пулемётные самолёты, бомбардировочные самолёты и химические выливные штурмовые самолёты. Для людей и коней испытание тяжёлое.
~. На направление главного удара противника командующий войсками 3-й армии «красных» краском С.А. Туровский выдвигал войска 8-го стр. корпуса «красных».
. «Большую физическую нагрузку несли пехотинцы, танкисты, воины других специальностей. Стрелковые полки с «боями» совершали переходы по 30-40 км в сутки. Танковые части прошли в общей сложности до 650 км.» (13, с. 94)
= Контрудар «красных» по КМГ «синих» =
. Командующий войсками 3-й армии «красных» краском С.А. Туровский определил направление главного удара «синих», принял решение ввести в бой резервы, начал быстро сосредоточивать сильную группировку подвижных войск на левый фланг 3-й армии с целью флангового удара по группировке противника, наносящей удар, и принял все меры, чтобы задержать продвижение «синих» на гор. Киев. В группу войск входили 8-й стр. корпус, 45-й мех. корпус, 9-я кав. дивизия. (13, с. 93-94) (14)

14 сентября
= Ввод в бой 45-го мех. корпуса «красных» =
. Командующий войсками 3-й армии «красных» краском С.А. Туровский, предвидя нападение «синих» в наиболее уязвимом месте, противопоставил им 8-й стр. корпус. Для окружения и ликвидации прорвавшихся групп «противника» командующий планирует ввести в действие 45-й мех. корпус совместно с 9-й кав. дивизией.
. 14 сентября утром перешёл в контрнаступление 45-й мк «красных», усиленный стрелковыми частями.
= Авиационный десант 5-й армии «синих» =
. «В ходе манёвров впервые в мировой военной практике высадился воздушный десант в составе парашютного полка. Кроме того, на самолётах в полном составе были переброшены 43-й стрелковый полк и два батальона 90-го стрелкового полка. Вся операция по выброске и высадке десантов; (1188 парашютистов с карабинами и лёгким автоматическим оружием; 1765 бойцов 43-го и 90-го стрелковых полков с 29 станковыми пулемётами; танк Т-37, десять 37-мм и 76-мм пушек, 4 легковые машины, 2 спецмашины) проведена чётко и организованно за 1 час 50 минут (ЦГАСА, ф. 25880, оп. 74, д. 29, лл. 373, 374, 376).» (13, с. 94)
. 5-я армия «синих» под командованием краскома И.Н. Дубового продолжала наступление на город Киев силами 17-го стр. корпуса и одновременно выбросил в тыл «красных» восточнее гор. Киева воздушный десант.
. Одна «синяя» легкобомбардировочная эскадрилья 206-й лёгкой бомбардировочной авиабригады имела задачу бомбить город Киев с целью отвлечь на себя истребители «красных». Две другие легкобомбардировочные эскадрильи имели задачу облететь город Киев и подавить противовоздушную оборону на аэродроме «Бровары», где должен был высадиться парашютный десант.
Две легкобомбардировочные эскадрильи на самолётах лёгких бомбардировщиках Р-5 206-й лёгкой бомбардировочной авиабригады появились над расположенным к востоку от реки Днепр аэродромом «Бровары» и начали его бомбардировать и штурмовать, подавлять аэродромную противовоздушную оборону.
206-ю лбабр над аэродромом «Бровары» сменили «синие» самолёты тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 (60 самолётов) из 15-й и 18-й тяжёлых бомбардировочных авиабригад и из 3-й авиабригады особого назначения имени С.М. Кирова с парашютистами 3-й авиабригады ЛенВО и Парашютного полка УкрВО. Тяжёлые самолёты сопровождали и охраняли 22 тяжёлых истребителя («крейсера») Р-6 (двухмоторных) из 35-й крейсерской авиаэскадрильи 18-й авиабригады многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия.
Вокруг аэродрома «Бровары» барражировали «синие» самолёты истребители И-5 из 34-й и 35-й истребительных авиаэскадрилий 404-й истребительной авиабригады, прикрывая высадку парашютного десанта.
Парашютисты 3-й авиабригады Ленинградского ВО под командованием краскома Владислава Станиславовича Коханского и Сводного парашютного полка Украинского (Киевского) ВО под командованием краскома Арнольда Оттовича Индзера начали десантирование на парашютах.
Рота парашютистов «синих» захватила аэродром «красных», а затем из приземлившихся ТБ-3 был высажен посадочный десант — 43-й стрелковый полк 15-й стрелковой Сивашской Краснознамённой дивизии и 90-й полк 30-й Иркутской стрелковой дивизии, — а также техника вышеупомянутого моторизованного полка 3-й авиабригады особого назначения имени С.М. Кирова.
С воздуха высадку прикрывали самолёты «крейсера» разведчики Р-6, сменившие истребители И-5 с их небольшой продолжительностью полёта. Действия высадившихся парашютистов были объединены управлением авиадесантной дивизии.
. Командующий войсками 3-й армии «красных» краском С.А. Туровский для уничтожения авиадесанта противника выдвинул из района г. Киева подвижный отряд, основу которого составляли танковые батальоны стрелковых дивизий и стрелки на автомобилях.
. 45-й мк «красных» вышел главными силами в тыл «синих».
. Резервы «красных» успешно окружили и разгромили десант «синих». (13, с. 94) (14)

 

15 сентября

= Штурм укреплённого района =

. 15 сентября войска 5-й армии «синих», форсировав реку Ирпень, уже вели бои за овладение фортификационными сооружениями Киевского укреплённого района. Командующий войсками 3-й армии «красных» краском С.А. Туровский направил в обход войск «синих» свои 45-й механизированный корпус под командованием краскома А.Н. Борисенко в составе 133-й механизированной бригада краскома Я.К. Евдокимова, 134-й механизированной бригады краскома С.И. Богданова и 135-й стрелково-пулемётной бригада краскома Г.С. Карева и 9-ю кав. дивизию краскома Константина Петровича Ушакова. Надо отметить, что 45-й мк и 9-я кд – это конно-механизированная группа 3-й армии «красных».
Командующий войсками 5-й армии «синих» краском И.Н. Дубовой также направил в обход фланга «красного» 45-го мк свой 2-й кав. корпус (имевший свои танки), который охватил фланг «красного» 45-го мех. корпуса.
Командующий войсками 3-й армии «красных» краском С.А. Туровский для отражения удара «синего» 2-го кав. корпуса бросает в бой «красную» 9-ю Крымскую кавалерийскую им. СНК УССР дивизию краскома К.П. Ушакова. Вслед за 9-й кав. дивизией вступил в бой танковый резерв – танковые батальоны на танках БТ-5, БТ-2, Т-37 и бронеавтомобили 2-го механизированного полка 2-й Черниговской конной им. Коммунистической партии Германии кавалерийской дивизии Червонного казачества. Во время атаки Червонных казаков поддержали штурмовые авиабригады на самолётах штурмовиках Р-5Ш.
«Синие» 34-я и 35-я истребительные авиаэскадрильи (на И-5) 404-й иабр атаковали лёгкие бомбардировщики и штурмовики «противника» (обстреливая иногда и наземные цели).
«Красные» 5-я и 109-я истребительные авиаэскадрильи (на И-5) вели бои с «синими» 34-й и 35-й истребительными авиаэскадрильями (на И-5) 404-й истребительной авиабригады.
2-й кав. корпус «синих» потерпел поражение. (14)
= Победа красных =
. 15 сентября «красные» полностью окружили прорвавшую оборону 5-ю армию «синих». К исходу дня учения закончились, войскам был дан отбой.

= Разбор командующим войсками округа
. Народный комиссар обороны СССР провёл разбор учений командующим войсками Киевского и Харьковского округов. Нарком дал самую высокую оценку артиллерии и авиации. На манёврах хорошо действовали связисты (6-й полк связи, Киевская военная школа имени М. И. Калинина и подразделения связи, входившие в состав соединений). Отмечая их успехи, Народный комиссар обороны говорил, что «не в пример учениям прошлых лет и даже 1934 года, хорошо действовала связь как нейтральная, так и маневрирующих войск. Особенно заметные успехи достигнуты в использовании и работе радиосвязи, что является наиболее ценным достижением» (ЦГАСА, ф. 25880, on. 74, д. 29, лл. 332, 333). Недоработанным остался вопрос использования радиосредств штабами частей и соединений при передвижении. В дальнейшем совершенствовании нуждалась радиосвязь взаимодействия артиллерии, танков и самолётов, приёмы скрытого управления войсками.
Народный комиссар обороны особо отметил образцовые действия авиадесанта как в техническом, так и в тактическом отношении. (13, с. 95)
. Народный комиссар обороны СССР, наблюдая за действиями войсковой авиации, отмечал высокую подготовку лётчиков 2, 8 и 17-го корпусных авиаотрядов*, а также звеньев связи, производивших посадку самолётов вблизи расположения штабов. (13, с. 95)
— — —
*  2, 8 и 17-й корпусные авиаотряды – это авиаотряды 2-го кавалерийского, 8-го и 17-го стрелковых корпусов.
— — —

= Подведение итогов манёвров =
. Общая оценка манёврам дана в приказе Народного комиссара обороны СССР № 182 от 22 сентября 1935 г. В приказе говорилось, что манёвры войск Киевского военного округа, насыщенные новейшей боевой техникой, носили характер современного боя. Быстро меняющаяся обстановка предъявляла высокие требования ко всему личному составу. Манёвры показали образцовую боевую подготовку и высокие морально-боевые качества воинов. Все войска действовали чётко, организованно, в тесном взаимодействии друг с другом (ЦГАСА, ф. 4, оп. 3, д. 3300, л. 289).
. На учениях было хорошо организовано взаимодействие авиации с пехотой, конницей и мотомеханизированными войсками. Авиация округа, принимавшая участие в манёврах 12-17 сентября, успешно справилась со своей задачей, не допустив ни одной аварии и поломки. Авиаторы налетали 5560 часов. Полёты с полевых аэродромов и посадочных площадок совершались как днём, так и ночью. Для достижения скрытности самолёты днём выходили на цели, как правило, со стороны солнца и на малой высоте. Авиаразведка ночью проводилась с приглушенными двигателями и потушенными бортовыми сигнальными огнями.
.  В тесном взаимодействии с пехотой, конницей, мехчастями действовала артиллерия. В манёврах участвовало 14 артиллерийских полков и артиллерийский корректировочный авиаотряд. Артиллеристы показали быстроту действий при смене позиций, сноровистость, умение вести прицельный огонь. Артиллерия и авиация получили самую высокую оценку. (13, с. 95)
. В ходе учений большую физическую нагрузку выдержали красноармейцы всех родов войск. Стрелковые полки с «боями» совершали переходы по 30-40 км в сутки. Танковые части прошли в общей сложности до 650 км. (13, с. 94)
Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов объявил благодарность И. Э. Якиру, И. Н. Дубовому, С. А. Туровскому, начальнику политуправления округа М. П. Амелину, начальнику штаба Д. А. Кучинскому, работникам штаба и политуправления округа, всем командирам, политработникам и красноармейцам, принимавшим участие в манёврах. (13, с. 95)
. Высоко оценили действия войск руководители Коммунистической партии и правительства Советской Украины С. В. Косиор, А. П. Любченко, П. П. Постышев. (13, с. 95)
. Значительный интерес представляет точка зрения иностранных военных специалистов. Их поразило большое количество проблем, исследованных на манёврах, массовое применение и тесное взаимодействие новейших средств борьбы, согласованность воздушного десанта и крупных механизированных соединений. Заместитель начальника штаба французской армии генерал Луазо заявил: «Я хочу сказать, что видел могучую, серьёзную армию, весьма высокого качества и в техническом и в моральном отношении. Ее моральный уровень и физическое состояние достойны восхищения. Техника Красной Армии стоит на необычайно высоком уровне. В отношении танков я полагал бы правильным считать армию Советского Союза на первом месте. Парашютный десант большой воинской части, виденный мною под Киевом, я считаю фактом, не имеющим прецедента в мире. Наиболее характерным, конечно, является теснейшая и подлинно органическая связь армии с населением, любовь народа к красноармейцам, командирам. Подобного мощного, волнующего, прекрасного зрелища я, скажу откровенно, не видел в своей жизни» (Газета «Красная Армия», 18 сентября 1935 г.). (13, с. 95)

22 сентября
= Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР =
В Красной Армии командиры различались по должностям и существовали нарукавные знаки различия командного состава РККА: Командир отделения. Помощник командира взвода. Старшина. Командир взвода. Командир роты. Командир батальона (дивизиона). Командир полка. Командир бригады. Начальник дивизии. Командующий армией. Командующий фронтом.
Нарукавные знаки различия располагались на клапанах. Поля клапана имели разный цвет, на котором располагались знаки различия: пехота – красный, кавалерия – синий, артиллерия – чёрный.
   22 сентября 1935 г. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР издали совместное постановление «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА»:
в Сухопутных войсках и Военно-воздушных силах:
Красноармеец. Отделённый командир. Младший комвзвод. Старшина.
Лейтенант. Старший лейтенант. Капитан.
Майор. Полковник.
Комбриг. Комдив. Комкор. Командарм 2 ранга. Командарм 1 ранга.
в Военно-Морском Флоте:
Краснофлотец. Отделённый командир. Старшина.
Лейтенант. Старший лейтенант. Капитан-лейтенант.
Капитан 3 ранга. Капитан 2 ранга. Капитан 1 ранга.
Флагман 2 ранга. Флагман 1 ранга.
для военно-политического состава Красной Армии и Военно-Морского Флота:
Политрук (старший лейтенант). Старший политрук (капитан).
Батальонный комиссар (майор). Полковой комиссар (полковник).
Бригадный комиссар (комбриг). Дивизионный комиссар (комдив). Корпусной комиссар (комкор).
Армейский комиссар 2 ранга (командарм 2 ранга). Армейский комиссар 1 ранга (командарм 1 ранга)
Этим же постановлением введено звание Маршал Советского Союза, присваиваемое за особые заслуги.
Командный состав делился на младший командный состав (Отделённый командир. Младший комвзвод. Старшина), средний командный состав (Лейтенант. Старший лейтенант. Капитан. Майор. Полковник.), высший командный состав (Комбриг. Комдив. Комкор. Командарм).

_ Из книги «Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). 1979»: В 1935 — 1937 гг. формируются 15, 18, 54, 87, 90-я бомбардировочные, 36-я, 56-я истребительные и 81-я штурмовая авиабригады*. Помимо боевых подразделений они имели авиапарки для производства текущего ремонта самолётов, авиаполигоны, школы младших авиаспециалистов, тренировочные авиаотряды по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (3, с. 84)
— — —
*  ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 27, л. 63.
— — —

. Надо полагать, что во время реформы ВВС КА 206-я легкобомбардировочная авиабригада с сентября или с октября 1935 г. получила номер 90.

На сайте «Единая и Неделимая» читайте статьи:
а) в разделе СССР — Бригады:
— 7-я авиационная бригада 1926 года (СССР);
— 5-я авиационная бригада 1926 года (СССР);
— 35-я авиационная бригада (СССР);
— 81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)
— 56-я авиационная бригада 1932 года (СССР)

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года по февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года по 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:

1- Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – М.: Наука. 1986 г.
2- Военный энциклопедический словарь. – Москва. Военное издательство, 1984. 863 страницы с иллюстрациями, 30 листов илл. С. 763. Украинский военный округ.
3- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. – Киев. Издательство политической литературы Украины. 1979.
4- В. С. Мильбах, Н. В. Негода, Д. Р. Чураков. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938 гг. Киевский военный округ. — Санкт-Петербург: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2020.
6- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М. 2012. С. 306-307. Якубов Роза Абдуллаевич.
7- Форум по истории РККА. Чураков Дмитрий. Игорь Д. http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075
8- Большая советская энциклопедия. – Москва. 1969-78. Конотоп.
9- Большая российская энциклопедия. Электронная версия на 15.07.2023 г. Конотоп.
10- Сайт Уголок неба». Самолёт Р-6.
11- Там же. Самолёт Р-5.
12- Там же. Самолёт ТБ-3.
13- Краснознамённый Киевский. 1979. С. 92-94.
14- Смирнов А. Статья «Торжество показухи. Киевские и Белорусские маневры 1935-1936 годов». Родина. 2006, № 12. С. 88-96.
15- «Архивы России». Центральный государственный архив Советской Армии. Раздел VIII. Управления и штабы стрелковых соединений и частей. Управления стрелковых корпусов.
16-  ЦГАСА, Управление 14-го ск КОВО.
17- ЦГАСА, ф. 40334; д. 425; 1934 — 1940 гг. Управление 15-го ск КОВО.
18- Клышейко Франц Антонович + 14.02.1938. http://1937god.info/node/245
19- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 229. Клышейко Франц Антонович.

 

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 17.07.2023 г.