100-я особая штурмовая авиационная бригада (СССР)

100-я особая штурмовая авиационная бригада — воинское соединение Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза Советских Социалистических Республик. Существовала бригада с начала 1932 года по 1937 год. В 1937 году бригада стала называться лёгкой штурмовой, но по-прежнему оставалась химической.

1932 год от Рождества Христова
Январь 1932 г.
. Вооружённый конфликт между СССР и Китаем в 1929 году, японская агрессия против Китая в 1931 году, мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, и усиление влияния правых партий на Западе вызывали тревогу у руководства СССР. Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Народных Комиссаров, ведя борьбу за мир, постоянно следили за действиями руководителей капиталистических стран, принимали необходимые меры по усилению обороноспособности страны, укреплению восточных и западных границ и техническому перевооружению Красной Армии. Количество техники в военных округах постоянно росло. Новейшую технику получали Ленинградский, Белорусский и Украинский военные округа. Самым большим по количеству войск среди 11 военных округов был Украинский. В нём насчитывалось в два раза больше войск, чем в Ленинградском и Белорусском военных округах, вместе взятых. На Дальнем Востоке и в Забайкалье увеличивалось количество войск.

= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
ВВС ВС Союза ССР носили наименование:
с 1918 года по 1924 год — Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот;
с 1924 года по 1946 год — Военно-воздушные силы РККА;
с 1946 года по 1991 год — Военно-воздушные силы ВС СССР.

_  Начальником ВВС РККА был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (в должности: июнь 1931 г. – ноябрь 1937 г.).
_ Помощником начальника ВВС РККА был красвоенлёт Сергей Александрович Меженинов (в должности: октябрь 1925 г. — июнь 1932 г.). С сентября 1929 г. (по совместительству) — инспектор ВВС РККА.

. Заместителем Председателя Реввоенсовета СССР, заместителем наркомвоенмора СССР был краском Михаил Николаевич Тухачевский (в должности: после июня 1931 г. — мая 1937 г.).
. Начальником вооружений РККА был краском Михаил Николаевич Тухачевский (в должности: июнь 1931 г. — мая 1937 г.).

= Химические войска =
. Начальником Военно-химического управления* (в подчинении начальника вооружений РККА) был краском Яков Моисеевич Фишман (в должности: 20 ноября 1929 г. — 5 июня 1937 г.) (29).
— — —
Примечания:
1- Военно-химическое управление, образовано приказом РВС СССР № 861 от 22 августа 1925 г. Управление подчинялось начальнику снабжения снабжений РККА и РККФ, который подчинялся непосредственно РВС СССР.
2-  Приказом РВС СССР № 1100 от 13 ноября 1925 г. создано Управление снабжений РККА, в состав которого вошли все состоящие при начальнике снабжений довольствующие управления.
3-  Приказом РВС СССР № 360/78 от 20 ноября 1929 г. Управление снабжений расформировано, входившие в его состав управления реорганизованы в самостоятельные и подчинены первому заместителю председателя РВС СССР (Военно-хозяйственное, Военно-строительное), остальные (…, Военно-химическое управление, …) — начальнику вооружений РККА.
— — —
. О Химических войсках, о химическом оружии, об отравляющих веществах и Женевском протоколе 1925 года читайте на этом сайте в статье «109-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

. В Военно-воздушных силах РККА соединения начали формироваться с 1926 г. К 1928 г. были созданы четыре штурмовые авиабригады, которые дислоцировались на аэродромах в городах Гомель, Воронеж, Гатчина и Киев. (1)
. В 1932 г. Военно-воздушные силы РККА стали самостоятельным родом войск.
С 1932 г. по начало 1933 г. авиабригады начинают разделяться на тяжёлые бомбардировочные, лёгкие бомбардировочные, штурмовые, истребительные.
С 1-го до 30-й номера получали тяжёлые бомбардировочные (в том числе и морские),
с 31-го до 199-го получали особые штурмовые авиабригады (81-я, 100-я, 114-я),
с 200-го до 209-й получали легкобомбардировочные,
с 250-го до 259-й получали лёгкие штурмовые,
с 400-го до 409-й получали истребительные,
с 450-го до 459-й получали смешанные. (1)
Начинается перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, истребители И-4, И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и позже ТБ-3.

_  Начальником ВВС РККА был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (в должности: июнь 1931 г. – ноябрь 1937 г.).
_ Помощником начальника ВВС РККА был красвоенлёт Сергей Александрович Меженинов (в должности: октябрь 1925 г. — июнь 1932 г.). С сентября 1929 г. (по совместительству) — инспектор ВВС РККА.

Военный совет Ленинградского военного округа:
Командующий войсками (июнь 1931 г. — сентябрь 1935 г.) краском И. П. Белов
Начальник Политического управления и член Военного совета (январь 1930 г. — сентябрь 1935 г.) комиссар И. Е. Славин. армейский комиссар 2-го ранга
Начальник штаба (июнь 1931 г. — август 1932 г.) краском С. П. Урицкий.
Начальник штаба ЛВО с августа 1932 г. по 1933 г.  …….
Начальник штаба (1933 г. — 1935 г.) краском Я. И. Зюзь-Яковенко.

Апрель 1932 г.
. В книге «Краснознамённый Киевский, 1979» есть фотография с подписью: На комсомольском собрании 30-го авиаотряда 81-й авиабригады. Украинский военный округ. 1932 год.». Фотография сделана в летнее время на аэродроме. (2)
. В Украинском военном округе проходил службу красвоенлёт Александр Михайлович Бахрушин (9) (10). Бахрушин Александр Михайлович с мая 1926 г. служил в авиации — комиссар ВВС Средне-Азиатского военного округа. С октября 1926 — старший лётчик-наблюдатель 34-й авиаэскадрильи. В 1927 г. окончил курсы усовершенствования при Военной школе лётчиков, следовательно, стал «красвоенлётом». С октября 1927 г. по декабрь 1928 г. — начальник штаба 5-й авиабригады Украинского военного округа, в гор. Киеве. С декабря 1928 г. по декабрь 1930 г. — командир и комиссар 30-го авиаотряда УкВО. С декабря 1930 г. по ….. г. — командир и комиссар 20-й авиаэскадрильи.
. В начале 1932 г. 30-го авиаотряда УкВО, надо полагать, 30-й авиаотряд вошёл в состав 81-й особой штурмовой авиационной бригады.
. Надо полагать, что в начале 1932 года формировались 81-я, 100-я и 114-я особые штурмовые авиационные бригады.

. Гривочки – деревня. Деревня располагалась возле железной дороги. Южная часть деревни находилась на берегу реки Полонки. Деревня располагалась к югу от гор. Дно и крупной ж.д. ст. Дно. Рядом находятся населённые пункты: Белошкино (в июле 2023 г. деревня Белошкино, Искровская волость, Дновский район, Псковская область. Остановочный пункт 251 км.), Блошно, Скново, Скобенец.
. Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов. Номер записи — 11263. Название населённых мест — Гривки, деревня. Положение — при колодце.
Расстояние от уездного города – 25. Расстояние от становой квартиры – 24 версты. Число дворов – 3. Жителей мужского пола – 16. Жителей женского пола – 12. Церкви, учебные заведения и другие объекты – нет. Псковская губерния, Порховский уезд на 1859 год.
. Урочище (лес) Гривочки. На этом месте стояла деревня Гривочки; входила в Дновскую волость Порховского уезда до 1927 г. С 1927 г. входила Дубровский сельсовет Дновского района.
В начале 1930-х годов был построен аэродром Гривочки находился в 6 км к югу от г. Дно (на месте д. Гривочки), возле железной дороги. (16) (17)

= Создание броневого лёгкого самолёта ЛШ-1 =
. 10 марта 1928 г. Научный комитет Управления ВВС КА утвердил техническое задание на постройку двух типов самолётов боевиков (штурмовиков): одномоторного лёгкого скоростного и двухмоторного с усиленным бронированием. Проектирование лёгкого одномоторного ЛШ-1 было поручено ЦКБ авиазавода № 39 им. В.Р. Менжинского.
. В конце апреля 1930 г. Н.Н. Поликарпов будучи руководителем бригады ЦКБ авиазавода № 39 им. В.Р. Менжинского, получил задание на проектирование самолёта-штурмовика ЛШ-1 (одномоторного). Н.Н. Поликарпову оказывал помощь С.А. Кочеригин.
Проект № 5 по плану ЦКБ требовал создать самолёт одномоторный двухместный самолёт-биплан с относительно слабой бронезащитой. Наступательное (штурмовое) вооружение состояло из двух синхронных пулемётов ПВ-1 калибра 7,62 мм стоявших на фюзеляже сверху для стрельбы вперёд и четырёх пулемётов ПВ-1, установленных в фюзеляже под полом кабины лётчика-наблюдателя (стрелка), установленных наклонно стволами вниз под углом 30-60°. Нижние пулемёты имели возможность изменения угла установки на земле в пределах +30° к продольной оси самолёта. Наклонная установка батареи пулемётов ПВ-1, не обеспечивая высокой точности стрельбы, позволяла наносить поражение противнику в плотном строю, например, в колоннах на марше с горизонтального полёта. Для защиты экипажа от нападения истребителей противника штурмовик должен был иметь верхнюю подвижную оборонительную установку с двумя пулемётами ПВ-1, установленную в кабине лётчика-наблюдателя. Бомбовое вооружение отсутствовало. Возникает вопрос: какой двигатель должен был быть на самолёте? Масса корпуса, вооружения и топлива большая.
При благоприятных обстоятельствах этот самолёт был бы создан в 1931 г. и выпускался серийно с 1931 г. Эти самолёты поступили бы в особые штурмовые авиабригады. Наряду с другими штурмовиками (небронированными) они были грозной силой.
К сожалению, отсутствие мотора нужной мощности промышленность не смогла создать. Надо полагать, что от мотора появились и другие недостатки: бронирование и вооружение. Работы по самолёту ЛШ-1 были свёрнуты.
— В.Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.
— Б.Л. Симаков. Самолёты страны Советов. 1917-1970.
— Уголок неба. ТШ-1.
— Проект Авиару.рф. Штурмовик ТШ-1.

= Создание броневого тяжёлого самолёта ТШ-Б / ТШ-1 =
. 10 марта 1928 г. Научно-технический комитет Управления ВВС КА утвердил техническое задание на постройку двух типов самолётов боевиков (штурмовиков): одномоторного лёгкого скоростного и двухмоторного с усиленным бронированием. Проектирование двухмоторного тяжёлого бронированного штурмовика под обозначением ТШ-Б (ТШ-1) было поручено ЦАГИ.
. После неудачи с созданием самолёта ЛШ-1 ЦКБ авиазавода № 39 приняло решение о переделке самолёта ЛШ-1 в тяжёлый штурмовик ТШ-Б с усиленным бронированием и вооружением (двухмоторный или одномоторный?) по заданию Научно-технического комитета ВВС. Новый самолёт получил обозначение ТШ-1 — проект № 6 по плану ЦКБ. Конструктором остался Н.Н. Поликарпов. Н.Н. Поликарпову снова оказывал помощь С.А. Кочеригин. 30 ноября 1930 г. Научно-технический комитет Управления ВВС КА утвердил новое техническое задание к тяжёлому штурмовику ТШ-1.
Проект № 6 по плану ЦКБ требовал создать самолёт одномоторный двухместный самолёт-биплан с сильной бронезащитой – бронекоробкой для мотора и экипажа. В бронекоробке размещались мотор BMW-6, масло- и водорадиаторы, бензобаки, кабины лётчика и лётчика-наблюдателя (по совместительству стрелка). Кабина стрелка замыкалась сзади бронеплитой, поставленной вертикально. К бронекоробке на четырёх узлах крепилась сваренная из стальных труб с проволочными растяжками хвостовая часть фюзеляжа, обтянутая полотном. В районе мотора и у края кабины лётчика борт мог открываться на шарнирах. Толщина брони: внизу — 6 мм, по бортам — 5 мм, сверху — 4 мм. Броневые листы, а также все узлы бронекоробки, собирались на 6-мм болтах с потайной клёпкой. Масса самой бронекоробки составляла 520 кг.
В начале 1931 г. начались лётные испытания ТШ-1. Полёты осуществляли лётчики-испытатели Б.Л. Бухгольц, Ю.И. Пионтковский и М.А. Волковойнов из Научно-испытательного института ВВС КА. Военные штурмовик не приняли, он был возвращён на завод для проведения необходимых доработок.
Источники:
— В.Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.
— Б.Л. Симаков. Самолёты страны Советов. 1917-1970.
— Уголок неба. ТШ-1.
— Проект Авиару.рф. Штурмовик ТШ-1.

Фото. Самолёт ТШ-1. СССР.

= Создание броневого тяжёлого самолёта ТШ-2 =
. Новый самолёт получил обозначение ТШ-2 — проект № 21 по плану ЦКБ. Конструктором остался Н.Н. Поликарпов. Н.Н. Поликарпову снова оказывал помощь С.А. Кочеригин.
Проект № 21 по плану ЦКБ требовал создать самолёт одномоторный двухместный самолёт-биплан с сильной бронезащитой – бронекоробкой для мотора и экипажа, с улучшенным условиями охлаждения мотора. Новый самолёт создавался на основе ТШ-1.
Со 2 ноября по 20 декабря 1931 г. ТШ-2 проходил испытания. Максимальная скорость с использованием взлётного режима работы мотора возросла до 213 км/ч. Скороподъёмность оставалась, как и прежде, низкой — 3,5 м/с, а полное время набора высоты 3000 м составляло 24 минуты. Дальность полёта — около 500 км. Время выполнения виража — 17-17,5 секунд. Разбег 160-180 м, пробег — 120-130 м. Взлётный вес — 3225 кг. Вес бронекоробки — 532 кг.
Вооружение состояло из двух синхронных пулемётов ПВ-1 с боезапасом 1500 патронов. Подкрыльевые пулемёты с целью улучшения аэродинамики располагались в утолщённой части нижнего крыла. В кабине лётчика-наблюдателя на турели ТУР-7 был установлен пулемёт ПВ-1 с запасом 600 патронов.
Бронекоробка закрывала экипаж, основные бензобаки и маслобаки, мотор, радиатор. Мотор в передней нижней части не был забронирован. Радиатор был прикрыт регулируемыми жалюзи. Пол кабины лётчика не был забронирован.
Программа строительства самолёта ТШ-1, утверждённая СНК ССР, для воронежского авиазавода № 16 требовала в течение 1932 г. выпустить 70 единиц ТШ-2 с мотором М-17 (тот же BMW-VI, но производства завода № 26 в г. Рыбинске по лицензии) для производства полномасштабных войсковых испытаний. Завод № 26 не смог освоить выпуск мотора М-17, поэтому самолёту ТШ-2 не суждено было попасть на войсковые испытания и попасть в серийное производство. 23 апреля 1932 г. было принято решение временно ограничить постройку войсковой серии 10 самолётами с таким расчётом, чтобы за время их постройки ЦАГИ и НИИ ВВС успели дать окончательное заключение по результатам испытаний самолёта ТШ-2 с мотором М-17.
Источники:
— В.Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.
— Б.Л. Симаков. Самолёты страны Советов. 1917-1970.
— Уголок неба. ТШ-2.
— Проект Авиару.рф. Штурмовик ТШ-2.

Фото. Самолёт ТШ-2. СССР.

Май 1932 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.
. В книге «Краснознамённый Киевский, 1979» написано:  Важную роль в изучении новой техники сыграла армейская печать. С 10 апреля 1931 г. окружная газета «Красная Армия» выходит три раза в месяц со специальным приложением с названием «За технику!». В нём публиковались статьи, консультации по материальной части, тактико-технические данные вооружения. Газета знакомила читателей с техникой армий капиталистических государств. В частях и соединениях издаются многотиражные газеты. Тогда их насчитывалось 97. Многотиражные газеты, как и окружная, пропагандируют технику, призывают бойцов умело овладеть ею. В приказах командующего войсками от 15 мая 1932 г. и 4 июня 1936 г. отмечены многотиражки «Пилот Октября» (Луганская военная школа пилотов), «Атака» (2-я Украинская кавалерийская школа), «Сивашец» (44-й стрелковый полк 15-й стрелковой дивизии), «Крылья Советов» (81-я авиабригада), «За технику» (4-я отдельная тяжёлая танковая бригада), сыгравшие важную роль в военно-технической пропаганде*. (2, с. 88)
— — —
*  ЦГАСА, ф. 25899, on. 34, д. 38, л. 157.
— — —
. Следовательно, 81-я особая штурмовая авиационная бригада Украинского военного округа была сформирована в начале 1932 г. и занималась боевой и политической подготовкой в зимнем периоде обучения 1931-32 годов.
. Надо полагать, что в мае 1932 года 81-я, 100-я и 114-я особые штурмовые авиационные бригады были сформированы и занималась боевой и политической подготовкой в зимнем периоде обучения 1931-32 годов.

. В 1932 г. увеличивается время на командирскую боевую подготовку до 42 часов в месяц. Основное внимание обращалось на изучение начальствующим составом новой техники и способов её боевого применения, на тактическую, стрелковую и физическую подготовку. Один день в декаду отводился для командно-штабных учений с обязательным выходом в поле. Ежедневно с начсоставом проводились физзарядка, стрелковые тренажи, ежемесячно организовывались стрелковые и спортивные соревнования. Контроль за успеваемостью начсостава по всем предметам осуществлялся путем инспекторских проверок, проводившихся весной и осенью. Оценочные листы вкладывались в личные дела командиров и учитывались при аттестовании и выдвижении на высшие должности. (2, с. 89)
. Пример в боевой и политической подготовке показывали коммунисты и комсомольцы. В приказе № 109 от 15 мая 1932 г. командующий войсками Украинского военного округа краском Иона Эммануилович Якир отмечал, что политаппарат, партийные и комсомольские организации стали оказывать конкретную помощь командирам в деле повышения боевой подготовки частей. Широко развернув военно-техническую пропаганду, они более предметно руководят работой по мобилизации личного состава на овладение техникой. Коммунисты и комсомольцы дали подлинные поучительные образцы для всех воинов в сбережении, хранении и тактическом использовании техники. (8, Газета «Красная Армия», 17 мая 1932 г.) (2, с. 89)

= Создание броневого тяжёлого самолёта ТШ-2 =
. После окончания заводских испытаний штурмовика ТШ-2 в ЦАГИ, 29 мая 1932 г. этот экземпляр был передан в НИИ ВВС для производства государственных испытаний.

Июнь 1932 г.
. 1 июня начался летний период обучения учебного 1931-32 годов. Летом войска 100-й ошабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. Выполнялись полёты с боевой стрельбой и бомбометанием.
. В книге «Краснознамённый Киевский, 1979» написано: В 1935 — 1937 гг. формируются 15, 18, 54, 87, 90-я бомбардировочные, 36-я, 56-я истребительные и 81-я штурмовая авиабригады*. Помимо боевых подразделений они имели авиапарки для производства текущего ремонта самолётов, авиаполигоны, школы младших авиаспециалистов, тренировочные авиаотряды по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (2, с. 84)
— — —
*  ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 27, л. 63.
— — —
. Есть такая информация. Местом дислокации 114-й штурмовой авиабригады (7, 8 и 9-я штурмовые авиационные эскадрильи) стал город Гомель. Аэродром бригады с несколькими ангарами располагался у загородного шоссе. К нему примыкал жилой городок семей лётчиков (в 2010 году микрорайон «Старый аэродром» по ул. Советской). (3) (4)

_ Предположительно, состав 100-й особой штурмовой авиационной бригады был следующий:
* * Управление бригады дислоцировалось на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно)
Командиром бригады был ..
Заместителем командира бригады по политической части был ..
Начальником штаба бригады был ..
Начальником политотдела был ..
Бригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно)
* * Основные подразделения: (2, с. 84) (6)
— предположительно — 4-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 5-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 6-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
* * Авиапарк для производства текущего ремонта самолётов. (2, с. 84) (6)
* * Авиаполигон. (2, с. 84) (6)
* * Школа младших специалистов. (2, с. 84) (6)
* * Тренировочный авиаотряд по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (2, с. 84) (6)
. Есть такая информация. 81-я, 100-я и 114-я бригады считались «особыми химическими». (5)

. В июне 1932 г. помощник начальника ВВС РККА краском Сергей Александрович Меженинов (по совместительству инспектор ВВС РККА) назначен заместителем начальника ВВС РККА и начальником штаба ВВС РККА (в должности: июнь 1932 г. — март 1933 г.).
. Для переучивания лётчиков с У-2 на Р-5В использовался самолёт П-2 с двигателем М-2. Учебный самолёт П-2 внешне напоминал уменьшенный Р-5. С 1928 г. по 1930 г. на авиазаводе № 3 в гор. Ленинграде была выпущена малая серия. (11)
. Особые штурмовые эскадрильи с 1932 г. по 1935 г. были укомплектованы одномоторными самолётами разведчиками Р-5 в комплектации штурмовика. (3) (4)
. Стрелковое вооружение самолёта Р-5 состояло из курсового синхронного советского пулемёта ПВ-1 (7,62-мм) с системой синхронизации ПУЛ-9 у лётчика и спаренных советских пулемётов ДА (7,62-мм), установленных на турели ТУР-6 у лётчика-наблюдателя. В основании защитного прозрачного козырька у лётчика был размещён прицел ОП-1 (Альдис), совмещённый с кольцевым визиром.
Спереди кабин лётчика и лётчика-наблюдателя стояли защитные прозрачные двугранные козырьки, наклонённые под углом 45°. Козырьки изготовлены из триплекса толщиной 3 мм или целлулоида толщиной 1,5 мм.
Бомбардировочное вооружение самолёта Р-5 состояло из 2-х балок ДЕР-6, установленных на фюзеляже, 8-ми балок ДЕР-7, установленных на нижнем крыле, и сбрасывателя СБР-8, установленного на фюзеляже. Лётчик-наблюдатель при бомбометании осуществлял прицеливание при помощи прицела ОПБ-1, установленного в полу его кабины. Лётчик-наблюдатель с помощью сбрасывателя СБР-8 производил сброс бомб на цель. Вместо прицела ОПБ-1 мог быть установлен простейший бортовой визир.
На балках-держателях Р-5 мог поднимать 12 авиабомб весом 32 кг каждая, бомбы системы Орановского.
В 1931 г. произвели самолётов Р-5 336 единиц. (11)
. Самолёт разведчик Р-5 использовался и как самолёт штурмовик Р-5Ш. Р-5Ш отличался установкой четырёх дополнительных пулемётов ПВ-1 на нижнем крыле. Пулемёты устанавливались по 2 в одном специальном обтекателе. Таким образом, самолёт имел 7 пулемётов и 2-е балки ДЕР-6, установленных на фюзеляже.
Штурмовой самолёт предназначался для ударов с малых высот («бреющий полёт») по пехоте, коннице, транспортным колоннам. С 1931 г. самолёты Р-5 переделывались в Р-5Ш в авиачастях и серийно выпускались на авиазаводе № 1. (11) (12)

Июль 1932 г.
. В июле войска 100-й ошабр находились в лагерях. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. В дни хорошей погоды проводились полёты.
. В 1932 г. в Украинском военном округе начали проводить Всеармейскую культурную эстафету под лозунгами «Ни одного комсомольца, не овладевшего боевой техникой!», «Комсомолец — лицом к технике!» (ЦГАСА, ф. 25899, оп. 42, д. 56, л. 136.). (2, с. 89)

Сентябрь 1932 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры, например, в Украинском военном округе манёвры проводились после лагерного периода с 1925 года.
100-я особая штурмовая авиабригада участвовала в манёврах …-го стрелкового корпуса.
. 29 января 1932 г. с конвейера Нижегородского автомобильного завода сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА. Можно предположить, что с 1932 г. войска начали получать 1,5 тонные грузовые автомобили НАЗ-АА / ГАЗ-АА. (Журнал «Моделист-конструктор. № 5, 1991)

= Создание броневого тяжёлого самолёта ТШ-2 =
. В НИИ ВВС военные лётчики-испытатели испытали самолёт ТШ-2, но не приняли в качестве эталона для серии. В результате производство самолёта тяжёлого штурмовика ТШ-2 с мотором М-17 в конце 1932 года было прекращено на первых 10 экземплярах.
. Задуманные в 1928 г. самолёты – лёгкий и тяжёлый штурмовики – не появились и в 1932 г. Особые штурмовые авиабригады в 1932 г. вооружались небронированными самолётами. А вот задачи перед лётчиками стояли те же, сложные, опасные, кровопролитные. Лётчики были готовы их выполнять и выполняли в военных конфликтах и войнах.
Выскажу предположение, что самолёты ТШ-2 были распределены в 81-ю, 100-ю и 114-ю особые штурмовые авиабригады для обучения лётчиков и техперсонала.

Декабрь 1932 г.
_ 1 декабря начался учебный год 1932-33 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 100-й особой штурмовой авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
100-я особая штурмовая авиабригада взаимодействовала с …-м стрелковым корпусом.

. В 1932 г. произвели самолётов Р-5 884 единицы.
В 1932 г. строились Р-5 по типу эталона Р-5 № 4629, испытанному и доведённому в период с октября 1931 г, по март 1932 г.
Изменения были следующими:
— перекомпоновано оборудование, в кабине лётчика в днище фюзеляжа сделано окно с подвижной шторкой для улучшения обзора лётчику при наведении самолёта на цель, в кабине лётчика установлен чемодан для продуктов, в кабине лётнаба за сидением установлена перегородка из перкаля (нетканный материал), стойки шасси оборудованы ушками для буксировки самолёта трактором на аэродроме.
Часть Р-5 оборудовалась радиостанциями ВОЗ-111 или 14СК, их отличием являлась система антенн на верхнем крыле.
Внесённые изменения привели к повышению полётного веса до 2955 кг. В акте испытания эталона на 1932 г. самолёт Р-5 оценивался как бомбардировщик военного времени с максимальной бомбовой нагрузкой 500 кг. Несмотря на увеличение — веса самолёт по-прежнему допускался к выполнению фигур высшего пилотажа — петель и переворотов.
Со стандартным самолётом разведчиком Р-5 выпускаемые параллельно самолёты штурмовики Р-5Ш отличались установкой четырёх дополнительных пулемётов ПВ-1. Пулемёты устанавливались попарно в специальных обтекателях на нижнем крыле. (11)
. Часть самолётов Р-5 для проведения аэрофотосъёмок оборудовалась фотоаппаратами Потте 1. Начиная с 1932 г. на Р-5 во время ночных полётов, на левом нижнем крыле устанавливались две посадочные фары в каплевидных обтекателях, снабжённые лампами на 100 Вт. Лампы получали питание от динамо-машины с ветрянкой, расположенной на нижнем правом крыле. (11)
. Разработка специализированных штурмовиков в период с 1930 г. по 1932 г. в ЦКБ-39 базировалась во многом на конструкции Р-5, поэтому внешне самолёты штурмовики ТШ-1 и ТШ-2 напоминали разведчик Р-5.

 

1933 год от Рождества Христова
Январь 1933 г.
. 100-я особая штурмовая авиабригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром 100-й ошабр был …

Май 1933 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

Июнь 1933 г.
. 1 июня начался летний период обучения учебного 1932-33 годов. Летом войска 100-й ошабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. Выполнялись полёты с боевой стрельбой и бомбометанием.

Сентябрь 1933 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры.  100-я особая штурмовая авиабригада участвовала в манёврах …-го стрелкового корпуса.

Декабрь 1933 г.
_ 1 декабря начался учебный год 1933-34 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 100-й особой штурмовой авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
100-я особая штурмовая авиабригада взаимодействовала с …-м стрелковым корпусом.
. В Союзе ССР и в Красной Армии социалистическое соревнование принимало большой размах. Для примера привожу сведения из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.:  В 1933-34 годах в Украинском военном округе социалистическое соревнование поднимается на более высокую ступень. Соревнование развёртывается между частями и соединениями Украинского и Белорусского военных округов. (2, с. 88)

1934 год от Рождества Христова
Январь 1934 г.
. 100-я особая штурмовая авиабригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром 100-й ошабр был …

_ Предположительно, состав 81-й особой штурмовой авиационной бригады Украинского военного округа был следующий:
* * Управление бригады. дислоцировалось на аэродроме ….. в гор. Киеве.
Командиром бригады был ..
Заместителем командира бригады по политической части был ..
Начальником штаба бригады был ..
Начальником политотдела  был ..
* * Основные подразделения: (2, с. 84) (6)
— предположительно — 1-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 2-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 3-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
* * Авиапарк для производства текущего ремонта самолётов. (2, с. 84) (6)
* * Авиаполигон. (2, с. 84) (6)
* * Школа младших специалистов. (2, с. 84) (6)
* * Тренировочный авиаотряд по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. Может быть это 30-й авиаотряд (2, фото)? (2, с. 84) (6).

_ Предположительно, состав 100-й особой штурмовой авиационной бригады Ленинградского военного округа был следующий:
* * Управление бригады дислоцировалось на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром бригады был ..
Заместителем командира бригады по политической части был ..
Начальником штаба бригады был ..
Начальником политотдела был ..
* * Основные подразделения: (2, с. 84) (6)
— предположительно — 4-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 5-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 6-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
* * Авиапарк для производства текущего ремонта самолётов. (2, с. 84) (6)
* * Авиаполигон. (2, с. 84) (6)
* * Школа младших специалистов. (2, с. 84) (6)
* * Тренировочный авиаотряд по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (2, с. 84) (6)

_ Предположительно, состав 114-й особой штурмовой авиационной бригады Белорусского военного округа был следующий:
* * Управление бригады дислоцировалось на аэродроме ….. в гор. Гомеле
Командиром бригады был ..
Заместителем командира бригады по политической части был ..
Начальником штаба бригады был ..
Начальником политотдела был ..
* * Основные подразделения: (2, с. 84) (6)
— предположительно — 7-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 8-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 9-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
* * Авиапарк для производства текущего ремонта самолётов. (2, с. 84) (6)
* * Авиаполигон. (2, с. 84) (6)
* * Школа младших специалистов. (2, с. 84) (6)
* * Тренировочный авиаотряд по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (2, с. 84) (6)

Март 1934 г.
= Строительство самолёта ССС =
. 2 марта 1934 г. вышло постановление Совета труда и обороны СССР, требовавшее от Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) к 1 мая 1934 г. выставить на испытания опытный образец «Р-5 — штурмовика со ШКАС». На самолёте требовалось использовать все нововведения, предусмотренные для самолёта Р-5 выпуска 1934 г. — колёса с пневматическими тормозами, мотор М-17Ф (500/715 л.с.), металлический винт, отказаться от защитных дуг под законцовками крыла. Но конструкторы авиазавода № 1 пошли дальше. Самолёт получил претенциозное название «ССС», что расшифровывалось как «скоростной, скороподъёмный, скорострельный». Два первых качества, кроме мотора М-17Ф, должны были обеспечить аэродинамика и уменьшение веса. На колёсах предусмотрели каплевидные обтекатели. Ввели зализы на креплениях стоек и подкосов, улучшили отделку поверхностей. Планер облегчили за счёт применения в конструкции вместо дерева сосны дерево ель. Несколько изменили технологию изготовления деревянных частей — больше стали клеить и меньше забивать гвоздей и завинчивать шурупов. Шасси стало легче за счёт использования легированных сталей. Скорострельность достигалась применением новых пулемётов ШКАС, способных делать 1500 выстрелов в минуту, что в два раза превосходило возможности пулемёта ПВ-1. Четыре пулемёта ШКАС устанавливались в нижнем крыле, отказавшись от стоявшего под капотом самолёта Р-5Ш пятого ПВ-1. Освободившееся над двигателем место занял расширительный бачок водяной системы, ранее размещавшийся в центроплане верхнего крыла.
Каждый пулемёт имел короб на 200 патронов, внизу был магазин – звеньесборник лент. Стреляные гильзы выбрасывались под крыло. Отсек сверху и снизу закрывался металлическими крышками. Пулемётные гашетки стояли на ручке управления у лётчика, который мог стрелять либо из двух крайних, либо из двух средних, либо из всех четырёх стволов сразу. При стрельбе на приборной доске мигала лампочка электрической сигнализации. Перезаряжанием пулемётов в случае задержки занимался лётчик-наблюдатель. У него имелась специальная ручка, соединенная с затворами тросиками Боудена. Пулемётное вооружение самолёта ССС считалось достаточно эффективным против пехоты и кавалерии, а также артиллерии на позициях, автоколонн, обозов, самолётов на аэродромах.
Бомбовое вооружение штурмовика было размещено внутри фюзеляжа и снаружи на нижнем крыле. В фюзеляже под полом кабины лётчика находились два небольших бомбоотсека для 20 бомб весом (калибром) 8-10 кг. Бомбы размещались горизонтально в т.н. «кассетницах»: спереди в три ряда, сзади — в два. Кроме того, бомбы калибром до 250 кг можно было подвесить на четыре бомбодержателя Дер-31, дюралевые балки которых убрали внутрь нижнего крыла. В арсенал самолёта ССС вошла новинка — ротативно-рассеивающая (кассетная) бомба РРАБ-250, заполненная мелкими осколочными или зажигательными боеприпасами. Благодаря этому ассортимент бомб, которые мог нести самолёт ССС, был широк. В него входили осколочные АО-8, АО-8М2, АО-10, АО-25, зажигательные ЗАБ-1 и различные «фугаски», как старые АФ-32 и АФ-82, так и новые ФАБ-50, ФАБ-100 и ФАБ-250. Основным бомбосбрасывателем являлся электрический ЭСБР-1, но предусмотрели и дублирующий механический АСБР-2 (на первых сериях самолётов бомбосбрасыватель не устанавливался).
Химическое вооружение было размещено на нижнем крыле. В первоначальном варианте на ближних к фюзеляжу бомбодержателях можно было подвесить два дымовых прибора ДАП-100 или два выливных ВАП-4м. ВАП-4м представлял собой каплевидный бак, рассчитанный на 72 литра ядовитой жидкости — чаще всего растворённой в керосине смеси иприта и люизита. (5)

Май 1934 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

Июнь 1934 г.
. 1 июня начался летний период обучения учебного 1931-32 годов. Летом войска 100-й ошабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. Выполнялись полёты с боевой стрельбой и бомбометанием.

Сентябрь 1934 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры.  100-я особая штурмовая авиабригада участвовала в манёврах …-го стрелкового корпуса.

Ноябрь 1934 г.
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: В 1933-34 годах проводилось социалистическое соревнование между частями и соединениями Украинского и Белорусского военных округов. Победителем стал Украинский военный округ. 15, 23, 24, 25, 30, 44, 45, 46, 51, 75, 80, 95 и 96-я стрелковые дивизии, 1, 2 и 3-я кавалерийские дивизии, 5, 15 и 256-я авиационные бригады показали высокие результаты и были признаны лучшими в РККА (ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 107, л. 163). (2, с. 88)

Декабрь 1934 г.
_ 1 декабря начался учебный год 1934-35 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 100-й особой штурмовой авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: В учебном 1934-35 году в Украинском военном округе социалистическое соревнование начинает охватывать все стороны боевой подготовки. В войсках популярными становятся лозунги: «Все коммунисты и комсомольцы — отличные стрелки!», «Ни одного отстающего в огневой подготовке!».

= Строительство самолёта ССС =
. 20 декабря 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план выпуска самолётов на 1935 год, в который заложили 400 самолётов «Р-5 со ШКАС», причём первые 25 единиц от авиазавода № 1 требовалось сдать уже в 1-м квартале. (5)

 

1935 год от Рождества Христова
Январь 1934 г.
. 100-я особая штурмовая авиабригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром 100-й ошабр был …

Февраль 1935 г.
2 февраля
= О подготовке окружных манёвров =
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: В 1935 г. в УкВО должны были проведены крупные манёвры. Перед окружными маневрами 1935 г. штабом округа была проделана большая подготовительная работа. В начале года проводилась игра, на которой изучались вопросы инженерного обеспечения наступательных операций войск с преодолением заграждений и водных преград. В ней приняли участие все инженеры, командиры дивизий и корпусов. Руководил игрой начальник инженерной службы округа А. Я. Лапин. (2, с. 92)

Апрель 1935 г.
= О боевой подготовке =
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: В 1934 г. в Украинском военном округе командиры и бойцы на полигонах и стрельбищах настойчиво совершенствуют свою выучку. В частях проводятся массовые стрелковые соревнования, вечера и утренники. Мастера меткого выстрела помогают отстающим. Штаб Украинского военного округа регулярно проводит инспекторские проверки по стрельбе. Лучший опыт распространяется во всех частях и соединениях. Военные лётчики отрабатывают воздушные стрельбы по буксировочным конусам, учатся точному бомбометанию, взаимодействию с пехотой, танками, кавалерией и артиллерией. Лётчик-новатор А. М. Щелкунов первым в округе применяет буксировку конусов. Однажды, когда он буксировал конус во время грозы, ударом молнии пробило крылья самолета, повредило электроприборы. Но лётчик не потерял самообладания и благополучно посадил повреждённый самолёт. А. М. Щелкунов умело передавал своё мастерство молодым пилотам. (2, с. 88).

= Авиация Украинского ВО =
. В 1935 г. по-прежнему существовала 81-я особая авиабригада, не переименованная.
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: В 1935 г. в Украинском военном округе начали перевооружаться и формироваться 15, 18, 54, 87, 90-я бомбардировочные, 36-я, 56-я истребительные и 81-я* штурмовая авиабригады (ЦГАСА, ф. 25899, oп. 34, д. 27, л. 63). Помимо боевых подразделений они имели авиапарки для производства текущего ремонта самолётов, авиаполигоны, школы младших авиаспециалистов, тренировочные авиаотряды по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (2, с. 84)
— — —
*  81-я особая штурмовая авиабригада.
— — —
. В 1935 г. в УкВО формируется 10-й авиационный корпус дальней авиации особого назначения. (2, с. 84)
. В 1935 г. в УкВО имелись девять отдельных корпусных авиаотрядов – в стрелковых и кавалерийских корпусах. (2, с. 84)
. В 1935 г. в УкВО имелся полноценный парашютный полк (ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 42, л. 23). (2, с. 85)

Май 1935 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

= Реорганизация Красной Армии =
. 17 мая 1935 г. народный комиссар обороны краском К.Е. Ворошилов издал приказ № 079 о разделении Украинского военного округа на Киевский военный округ и Харьковский военный округ. Командующим войсками Киевского военного округа назначен краском Иона Эммануилович Якир. Командующим войсками Харьковского военного округа назначен краском Иван Наумович Дубовой. (2, с. 86)

Июнь 1935 г.
. 1 июня начался летний период обучения учебного 1934-35 годов. Летом войска 100-й ошабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. Выполнялись полёты с боевой стрельбой и бомбометанием.
= Реорганизация Красной Армии =
. С 1935 г., м.б. с 1936 г. началось очередное переименование авиабригад, как правило, тяжёлые авиабригады не переименовывались, а общая нумерация шла с 1-го по 150-й номер.

Июль 1935 г.
= О подготовке окружных манёвров =
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: При подготовке окружных манёвров 1935 года напряжённо трудился штаб Украинского (Киевского) округа. Штаб разработал замысел и план манёвров, планы обеспечения личного состава боеприпасами, питанием и всем необходимым для успешного выполнения задач. Инженерные части округа построили 150 километров автодорог, 20 взлётно-посадочных площадок, 21 мост, 16 наблюдательных вышек, несколько десятков колодцев для питьевой воды и т. д. (ЦГАСА, ф. 25899, он. 34, д. 26, л. 288). (2, с. 92)

Август 1935 г.
= Строительство самолёта ССС =
. Первые шесть серийных самолётов ССС прошли военную приёмку к 7 августа 1935 г. (5)
= Реорганизация Красной Армии =
. С 8 августа 1935 г. Киевский ВО начал свою практическую деятельность (ЦГАСА. Ф. 25899; оп. 34; д. 27; л. 250.). Войска КиевВО дислоцировались на территории Винницкой, Киевской, Одесской, Черниговской областей и Молдавской АССР УССР (ЦГАСА. Ф.4; оп. 15; д. 75; л. 224.). (2, с. 86)
= О подготовке окружных манёвров =
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.:  С целью подготовки окружных манёвров 1935 года в Киевском военном округе в августе проходили однодневные учения 3-й и 5-й кавалерийских дивизий по теме: «Действие конного корпуса в прорыве» (ЦГАСА, ф. 25899, он. 34, д. 26, л. 288). (2, с. 92)

Сентябрь 1935 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры.  100-я особая штурмовая авиабригада участвовала в манёврах …-го стрелкового корпуса.

= Окружные манёвры Киевского ВО =
Командующим войсками КиВО был краском Иона Эммануилович Якир.
Заместителем командующего войсками УкВО был краском Иван Наумович Дубовой.
Начальником политуправления КиВО был комиссар Михаил Петрович Амелин.
Начальником штаба КиВО был краском Дмитрий Александрович Кучинский.
Заместителем командующего войсками КиВО по кавалерии был комкор Семён Константинович Тимошенко.
. Важным событием в жизни Киевского военного округа явились тактические учения, проводившиеся в период 12-17 сентября 1935 г. Они вошли в историю Советских Вооружённых Сил под названием больших Киевских манёвров, в которых участвовали все рода войск: пехота, конница, воздушно-десантные, артиллерийские, бронетанковые, авиационные части и соединения. На этих манёврах отрабатывались прорыв укреплённой оборонительной полосы стрелковым корпусом, усиленным танковыми батальонами и артиллерией РГК, развитие прорыва кавалерийским корпусом, применение крупного авиадесанта, маневр механизированного корпуса совместно с кавалерийской дивизией с целью окружения и уничтожения в своем тылу прорвавшейся группы противника. Впервые в Европе проверялась теория глубокого боя и глубокой операции. (2, с. 92)
На полях учений действовало 12 корпусов: на стороне «красных» — пять стрелковых и один механизированный; на стороне «синих» — пять стрелковых и один кавалерийский. На стороне «синих» были также авиадесантные части и авиация особого назначения, выполнявшая задачу по переброске десантных войск и боевой техники в тыл «красных». В манёврах участвовало 65 тысяч человек, 3 тысячи боевых машин, в том числе 1040 танков, 600 самолётов, 300 орудий.
На учениях было хорошо организовано взаимодействие авиации с пехотой, конницей и мотомехвойсками. Авиация округа, принимавшая участие в манёврах 12-17 сентября, успешно справилась со своей задачей, не допустив ни одной аварии и поломки. Авиаторы налетали 5560 часов. Полёты с полевых аэродромов и посадочных площадок совершались как днём, так и ночью. Для достижения скрытности самолёты днём выходили на цели, как правило, со стороны солнца и на малой высоте. Авиаразведка ночью проводилась с приглушенными двигателями и потушенными бортовыми сигнальными огнями.
Народный комиссар обороны СССР, наблюдая за действиями войсковой авиации, отмечал высокую подготовку лётчиков 2, 8 и 17-го корпусных авиаотрядов, а также звеньев связи, производивших посадку самолётов вблизи расположения штабов.
Высоко оценили действия войск руководители Коммунистической партии и правительства Советской Украины С. В. Косиор, А. П. Любченко, П. П. Постышев. Общая оценка маневрам дана в приказе Народного комиссара обороны СССР № 182 от 22 сентября 1935 г. В нём говорилось, что манёвры войск Киевского военного округа, насыщенные новейшей боевой техникой, носили характер современного боя. Быстро меняющаяся обстановка предъявляла высокие требования ко всему личному составу. Манёвры показали образцовую боевую подготовку и высокие морально-боевые качества воинов. Все войска действовали чётко, организованно, в тесном взаимодействии друг с другом (ЦГАСА, ф. 4, оп. 3, д. 3300, л. 289). Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов объявил благодарность И. Э. Якиру, И. Н. Дубовому, С. А. Туровскому, начальнику политуправления округа М. П. Амелину, начальнику штаба округа Д. А. Кучинскому, работникам штаба и политуправления округа, всем командирам, политработникам и красноармейцам, принимавшим участие в манёврах.(2, с. 93-96)
. Сведений об участии в манёврах 81-й особой штурмовой авиационной бригады не найдено.

= Строительство самолёта ССС =
. 15 сентября 1935 г. десять самолётов ССС прибыли в расположение 114-й (бывшей 252-й) особой штурмовой авиабригады Белорусского военного округа на аэродром в гор. Гомель. Личный состав бригады приступил к изучению материальной части самолёта и технике его пилотирования. (5)

= Строительство самолёта ССС =
. В сентябре лётчики 114-й особой штурмовой авиабригады Белорусского военного округа начали полёты на самолёте ССС. 22 сентября 1935 г. на одном из самолётов ССС первым вылетел командир 114-й авиабригады комбриг А.А. Туржанский. В целом самолёт войсковые лётчики приняли хорошо, хотя выявилось много дефектов. Но, в конце концов, после проведения ещё целого ряда доработок, самолёт ССС сочли пригодным для принятия на вооружение. (5)

Октябрь 1935 г.
= Строительство самолёта ССС =
. 16 октября 1935 г. Управление ВВС утвердило договор с авиазаводом № 1. Началась военная приёмка серийных самолётов штурмовиков ССС. Каждый самолёт стоил 63000 рублей. Самолёты ранних серий комплектовались деревянными окованными винтами. Радиостанции 13СК-2 устанавливались только на командирских самолётах. (5)

Декабрь 1935 г.
_ 1 декабря начался учебный год 1935-36 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 100-й особой штурмовой авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

 

1936 год
Январь 1936 г.
. 100-я особая штурмовая авиабригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром 100-й ошабр был …

= Стахановское движение =
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.:  Стахановское движение, широко развернувшееся в этот период по всей стране, охватило и личный состав Советских Вооружённых Сил. В начале 1936 г. Политуправление РККА провело совещание воинов-стахановцев моторизованных и механизированных частей. Оно нацелило командиров, политработников, партийные и комсомольские организации на борьбу за стахановские подразделения, части и соединения. Звание это присваивалось тем частям, которые показали образцы в изучении техники, сбережении военного имущества, в экономном расходовании горюче-смазочных материалов. В это же время проводились первые окружные слёты стахановцев — танкистов, авиаторов, связистов, артиллеристов, кавалеристов, пехотинцев. Они превратились в трибуну обмена опытом. Комсомольцы-стахановцы, лучшие механики-водители 134-й механизированной бригады 45-го механизированного корпуса А. Ф. Безматный, Н. М. Богданов, Е. П. Новиков, И. А. Симоненко, Г. В. Шевченко, В. Я. Щербак обратились ко всем рабочим танковых заводов, к воинам Киевского военного округа по-ударному работать на военных предприятиях, отлично овладевать новой техникой, добиваться высоких показателей в боевой и политической подготовке (См. «Красная Армия», 18 октября 1935 г.) Призыв нашёл горячий отклик в сердцах всего личного состава Киевского военного округа. Первыми стахановскими соединениями в округе были 134-я механизированная бригада, 15, 56, 81-я* авиабригады, 24-я и 96-я стрелковые дивизии (ЦГАСА, ф. 900, оп. 1, д. 30, л. 176). В 24-й стрелковой дивизии, к примеру, имелось 35 стахановских отделений и 19 стахановских взводов (ЦГАСА, ф. 900, оп. 1, д. 30, лл. 115, 260). (2, с. 90-91)
— — —
*  81-я особая штурмовая авиабригада.
— — —

Апрель 1936 г.
. На 10.4.1936 г. 100-я авиабригада была в Ленинградском ВО.
= Стахановское движение =
. В 1936 г. 81-я особая штурмовая авиабригада Киевского военного округа участвовала в стахановском движении. Звание стахановца присваивалось подразделениям, частям и соединениям, которые отлично изучили боевую технику, берегли военное имущество, экономили горючие и смазочные материалы (2, с. 90).

Июнь 1936 г.
. 1 июня начался летний период обучения учебного 1935-36 годов. Летом войска 100-й ошабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. Выполнялись полёты с боевой стрельбой и бомбометанием.

4 июня
. В июне 1936 г. по-прежнему существовала 81-я особая авиабригада, не переименованная.
. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.:  Важную роль в изучении новой техники играла армейская печать. Окружная газета «Красная Армия» выходила три раза в месяц со специальным приложением под названием «За технику». В частях и соединениях издались многотиражные газеты. Тогда их насчитывалось 97. Многотиражные газеты, как и окружная, пропагандировали технику, призывали бойцов умело овладеть ею. В приказе командующего войсками от 4 июня 1936 г. отмечены многотиражки «Пилот Октября» (Луганская военная школа пилотов), «Атака» (2-я Украинская кавалерийская школа), «Сивашец» (44-й стрелковый полк 15-й стрелковой дивизии), «Крылья Советов» (81-я* авиабригада), «За технику» (4-я отдельная тяжёлая танковая бригада), сыгравшие важную роль в военно-технической пропаганде. (ЦГАСА, ф. 25899, on. 34, д. 38, л. 157). (2, с. 88)
— — —
*  81-я особая штурмовая авиабригада.
— — —

= Модернизация самолёта ССС =
. С середины 1936 г. в серийном производстве на самолётах ССС внедрили пневмо-масляные амортизаторы шасси, с ними потом в воинских частях механики долго мучались — масло текло, воздух стравливался. От механиков требовался постоянный контроль за давлением в стойках.
В химическом вооружении на последних сериях самолётов применили подвеску четырёх (вместо двух) выливных приборов ВАП-4м и дублирующий бомбосбрасыватель АСБР-2.
В бомбовом вооружении было внесено изменение — во внутренних бомбоотсеках на замках Дер-30 подвесили легкосъёмные кассеты КД-1. (5)

Октябрь 1936 г.
= Самолёт ССС в войсках =
. К 1 октября 1936 г. 78 самолётов ССС поступили в 100-ю особую штурмовую авиабригаду ЛенВО (аэродром Гривочки*), 80 самолётов ССС — в три эскадрильи из четырёх 114-й особой штурмовой авиабригады БелВО (аэродром Гомель), 31 самолёт ССС — в 32-ю эскадрилью 48-й шабр (аэродром Хорольское) Отдельной Дальне-Восточной армии, 10 самолётов ССС — в Высшую лётно-тактическую школу в гор. Липецке и 10 самолётов ССС – во 2-ю школу командиров звеньев в гор. Борисоглебске. (5)
— — —
*  Место размещения по моему предположению.
— — —
. Количество выпущенных самолётов ССС было малое, поэтому в строевых частях ВВС старые штурмовики Р-5Ш оставались основными.

. В октябре 1936 г. авиаотряд* старшего лейтенанта Павла Васильевича Рычагова в полном составе был отправлен в Испанию. В отряде служили командир звена Пётр Алексеевич Митрофанов, Михаил Васильевич Воронов, Пётр Андреевич Пуртов и командир звена Карп Иванович Ковтун.
— — —
*  Из 81-й особой штурмовой авиабригады КиВО.
— — —

Декабрь 1936 г.
_ 1 декабря начался учебный год 1936-37 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 100-й особой штурмовой авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
. 31.12.1936 г. старшему лейтенанту Павлу Васильевичу Рычагову* было присвоено почётное звание Герой Советского Союза и он был награждён орденом Ленина.
— — —
*  Из 81-й особой штурмовой авиабригады КиВО.
— — —

 

1937 год от Рождества Христова
Январь 1937 г.
. 100-я особая штурмовая авиабригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром 100-й ошабр был …

. В 1930-х годах штурмовая авиация занимала важное место в структуре ВВС РККА, парк её самолётов совершенствовался и увеличивался. На 1 января 1937 г. в строю находились 446 самолётов штурмовиков Р-5Ш.
. К 1 января 1937 г. в ВВС РККА уже было 295 самолётов ССС. Количество самолётов ССС в 81-й особой штурмовой авиабригаде Киевского ВО, в 100-й особой штурмовой авиабригаде Ленинградского ВО и 114-й особой штурмовой авиабригаде Белорусского ВО  довели до положенной по штату (особая штурмовая эскадрилья должна была иметь 31 самолёт, особая штурмовая бригада трёхэскадрильного состава — 94 самолёта). В Особой Дальне-Восточной армии  самолётами ССС вооружили 3-ю эскадрилью 50-й авиабригады на аэродроме в Поздеевке (31 самолёт штурмовик ССС). (5)

_ Предположительно, состав 100-й особой штурмовой авиационной бригады Ленинградского военного округа был следующий:
* * Управление бригады дислоцировалось на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км). В управлении был 1 самолёт штурмовик ССС (5).
Командиром бригады был ..
Заместителем командира бригады по политической части был ..
Начальником штаба бригады был ..
Начальником политотдела был ..
* * Основные подразделения: (2, с. 84) (6)
— предположительно — 4-я особая штурмовая авиационная эскадрилья (31 самолёт штурмовик ССС). (5)
— предположительно — 5-я особая штурмовая авиационная эскадрилья (31 самолёт штурмовик ССС). (5)
— предположительно — 6-я особая штурмовая авиационная эскадрилья (31 самолёт штурмовик ССС). (5)
Всего в авиабригаде 94 самолёта штурмовика ССС. (5)

Апрель 1937 г.
= Не особая, а лёгкая 100-я =
. Есть такая информация. 81-я, 100-я и 114-я особые штурмовые авиабригады считались «особыми химическими». В апреле 1937 г. наименование «особые» в целях повышения секретности отменили. В этих бригадах ВАП-4 и ДАП-100 выдавались на все самолёты, в то время как в обычных штурмовых бригадах выливные приборы полагались только на половину машин, а дымовые — на треть. (5)

Июнь 1937 г.
. 1 июня начался летний период обучения учебного 1936-37 годов. Летом войска 100-й лшабр выезжали в лагеря. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка. Выполнялись полёты с боевой стрельбой и бомбометанием.
. Личный состав 100-й лёгкой штурмовой авиабригады проходил специальную химическую подготовку на военном химическом полигоне «Томка» (располагался в 14 км к северо-западу от г. Вольска). (5)
. 5 июня 1937 г. начальник Военно-химического управления коринженер Яков Моисеевич Фишман арестован органами НКВД по обвинению в участии в военном заговоре (29).

Июль 1937 г.
. На 1.7.1937 г. 100-я легкоштурмовая авиабригада была в ЛенВО на аэродроме Гривочки (к югу от гор. Дно), 114-я легкоштурмовая авиабригада была в БелВО на аэродроме в гор. Гомеле и 81-я легкоштурмовая авиабригада была в Киевском ВО на аэродроме в гор. Киеве.
. Есть такая информация. 81-я, 100-я и 114-я лёгкие штурмовые авиабригады проходили специальную химическую подготовку на военном химическом полигоне «Томка» (располагался в Вольском районе Саратовской области, на правом берегу реки Волги, в 130 км от г. Саратова, в 14 км к северо-западу от г. Вольска; в июле 2023 г. гор. Шиханы).
Летом 1937 г. на полигоне «Томка» прошли учения, в которых участвовали 15 самолётов ССС из 114-й особой авиаштурмовой авиабригады. На каждый самолёт подвесили по четыре ВАП-4м. Привозить их обратно заполненными запрещалось, и при отказе выливной системы требовалось сбросить на цель, как бомбу. В итоге скинули десять баков и, как потом выяснилось, четыре пустых по ошибке. (5)
. В 1937 году на военном химическом полигоне «Томка» (располагался в 14 км к северо-западу от г. Вольска) была испытана система «Огненный дождь» (или «Огневой дождь»). Из выливных приборов ВАП-4м самолёты-штурмовики с малой высоты (на бреющем полёте) выливали гранулированный фосфор в растворе хлористого кальция. Фосфор поджигался специальными устройствами ЗАП, крепившимися под выливными приборами. На полигоне подготовили цели: дома под железными, тёсовыми и соломенными крышами, деревянные мосты, чучела в различном обмундировании и живых собак. Выяснилось, что «дождь» против построек неэффективен — зажечь удалось только соломенные крыши. Зато против людей его сочли весьма опасным, т. к около 85 % собак получили ожоги 3-й степени, а обмундирование на чучелах сгорело. Фосфор и комплекты ЗАП включили в состав вооружения самолёта ССС. Впоследствии в боевых условиях «Огневой дождь» ни разу не применяли. (5)

Ноябрь 1937 г.
. В ноябре 1937 г. по-прежнему существовала 81-я лёгкая авиабригада, не переименованная.
. 20 ноября 1937 г. Из книги «Краснознамённый Киевский». 1979 г.: Военные лётчики отрабатывали воздушные стрельбы по буксировочным конусам, учились точному бомбометанию, взаимодействию со стрелковыми, танковыми, кавалерийскими и артиллерийскими частями. Мастером своего дела был командир отряда 81-й авиабригады* Павел Васильевич Рычагов. Он за один вылет без посадки выполнил 250 фигур высшего пилотажа. Во время испытаний истребителя И-16 он сделал 110 взлётов и посадок без отдыха. (Газета «Красная Армия», 20 ноября 1937 г.) (2, с. 88-89)
— — —
*  81-я лёгкая штурмовая авиабригада.
— — —

Декабрь 1937 г.
_ 1 декабря начался учебный год 1937-38 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 100-й лёгкой штурмовой авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

 

1938 год от Рождества Христова
Январь 1938 г.
. 100-я лёгкая штурмовая авиабригада дислоцировалась на аэродроме Гривочки (располагался к югу от гор. Дно, в 6 км)
Командиром 100-й лшабр был полковник Константин Петрович Комлев.

Комлев Константин Петрович – советский военачальник.
Родился 07.03.1901 г. Место рождения: Московская обл., Серпуховский р-н, гор. Серпухов. По национальности русский.
С декабря 1919 г. служил в Красной Армии. Участник Гражданской войны в Свободной России 1918-1922 годов с декабря 1919 г. по 1921 г. В 1924 г. окончил 2-ю Высшую школу лётчиков в г. Борисоглебске.
Воинское звание: полковник с … г.
В 1936 г. награждён орденом Ленина.
С ….. г. по март (июль) 1938 г. – командир 100-й особой (с апреля 1937 г. — лёгкой) штурмовой авиабригады (химической) Ленинградского военного округа, полковник.
Весной 1938 г. 9-й штурмовой авиационный полк был сформирован на аэродроме Гривочки (располагался к югу от г. Дно в 6 км), Ленинградский ВО. Полк получил на вооружение самолёты Р-5ССС из 100-й лшабр. С марта 1938 г. командиром 9-го штурмового авиационного полка был Василий Михайлович Филин.
Надо полагать, что в марте 1938 г. командир 100-й легкоштурмовой авиабригады полковник Комлев Константин Петрович получил новое назначение. С марта 1938 г. по декабрь 1940 г. где служил К.П. Комлев?
Есть такая информация: К.П. Комлев проходил службу: 45-я смешанная авиадивизия Одесского ВО, 214-я штурмовая авиадивизия.
= 45-я смешанная авиационная дивизия сформирована в августе 1940 г. на основании Постановления СНК СССР № 1344-524сс от 25 июля 1940 г. на базе 1-й авиационной бригады ВВС Одесского военного округа. 45-я сад дислоцировалась с августа 1940 г. по 29 июня 1941 г. на аэродроме в гор. Кировограде. С августа по декабрь 1940 г. — полковник Иван Терентьевич Батыгин командир 45-й смешанной авиадивизии ОдВО, в городе Кировограде. С декабря 1940 г. по май 1941 г. Иван Терентьевич Батыгин проходил подготовку на КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе. =
Можно предположить, что с декабря 1940 г. по май 1941 г. командиром 45-й сад был полковник Комлев Константин Петрович. С мая 1941 г. командиром 45-й сад снова был полковник Иван Терентьевич Батыгин.
Комлев Константин Петрович участник Великой Отечественной войны 1941-45 годов против германско-фашистских захватчиков с июня 1941 г.
В мае 1945 г. — заместитель командира 214-й штурмовой авиационной Керченской дивизии.
Завершил военную службу 14.09.1946 г.
Источник информации. Реквизиты документа: ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 663. Ящик 972.
Награды: орден Ленина (1936), орден Красная Звезда (1943), орден Отечественной войны I степени (1944), орден Красное Знамя (1944), орден Ленина (1945), орден Красное Знамя (1945), медали —   «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945); Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (1948) (22) (25)

Фото. Комлев Константин Петрович. (35)

Март 1938 г.

= Переформирование 100-й лёгкой штурмовой авиабригады =

. Есть такая информация. 9-й штурмовой авиационный полк сформирован весной 1938 года на аэродроме Дно*, Ленинградский ВО. Полк получил на вооружение самолёты Р-5ССС**. (20)
С марта 1938 г. командиром 9-го штурмового авиационного полка был Василий Михайлович Филин.
Состав полка:
..-я эскадрилья (самолёты Р-5ССС)
..-я эскадрилья (самолёты Р-5ССС)
..-я эскадрилья (самолёты Р-5ССС)
..-я эскадрилья (самолёты Р-5ССС).
— — —
*  Если точно, то на аэродром Гривочки.
** 9-й штурмовой авиационный полк получил те самолёты, которые были на вооружении 100-й лёгкой штурмовой авиабригады.
— — —

_ С 1937 г. по март 1938 г. Василий Михайлович Филин — командир 25-й штурмовой эскадрильи. С марта 1938 г. Василий Михайлович Филин — командир 9-го штурмового авиационного полка. Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 гг., командующий авиационной группой особого назначения на Кандалакшском направлении. С мая 1941 г. — заместитель командира 55-й смешанной авиационной дивизии ЛенВО в г. Петрозаводске. (30)
_ Указом Президиума Верховного совета СССР от 23 февраля 1938 г. капитан Василий Михайлович Филин был награждён орденом «Знак Почёта». С 21 марта 1938 г. допущен к исполнению должности командира 9-го штурмового авиаполка. В ходе Советско-финляндской войны со 2 декабря 1939 г. по 13 марта 1940 г. полковник В. М. Филин участвовал в боях в должности командира авиагруппы особого назначения на Кандалакшском направлении. Указом Президиума Верховного совета СССР от 5 мая 1940 г. полковник В. М. Филин был награждён орденом Красного Знамени. (31)

_ Весной 1939 г. 9-й штурмовой авиационный полк перебазирован на аэродром Гривочки, Ленинградский ВО. Аэродром Гривочки находится в 6 км к югу от гор. Дно.
В начале лета 1939 г. полк начал перевооружение на И-15бис. (20)
Состав полка:
..-я эскадрилья (самолёты И-15бис)
..-я эскадрилья (самолёты И-15бис)
..-я эскадрилья (самолёты Р-5ССС)
..-я эскадрилья (самолёты Р-5ССС)
На 1 июля 1939 г. в 9-м штурмовом авиаполку было 30 самолётов И-15бис и 39 самолётов Р-5ССС. (20)
В статье «9-й штурмовой авиационный полк» на сайте Авиаторы Второй мировой написано: Но к началу советско-финской войны к 30 ноября 1939 г. перевооружение не было закончено. Поэтому командование не планировало участие полка в этой войне и 24 ноября 1939 г. с аэродрома Гривочки (под гор. Дно) перелетел подальше от фронта. (? Гривочки и Кречевицы находятся рядом) Аэродромы базирования полка: 1-я аэ — Крестцы; 2-я аэ — Кречевицы; 3-я аэ — Едрово; 4-я аэ — Гривочки. (20, Авиаторы Второй мировой. 9-й штурмовой авиационный полк.)

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года до февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года до 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:

1/ Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва. Издательство: Наука, 1986 г.
2/ Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины. 1979.
3/ Егорова А. Б. Военно-исторический журнал, № 3, Сакавік 2010, C. 9-11.
4/ Краязнаўчы сайт Гомеля і Гомельшчыны. Дызайн Яўген Сувораў. Гомель – колыбель штурмовой авиации.
5/ Сайт «Уголок неба».  ССС (Р-5ССС)  http://www.airwar.ru/enc/aww2/sss.html
6/ ЦГАСА, ф. 25899, оп. 34, д. 42, л. 63. Авиабригады УкрВО — КВО.
7/ Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984, 863 страницы с иллюстрациями, 30 листов. С. 763. Украинский военный округ.
8/ Газета «Красная Армия», 17 мая 1932 г.
9/ Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. — М. 2012. С. 181. Бахрушин Александр Михайлович.
10/ Форум РККА. Бахрушин Александр Михайлович. http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/3205
11/ Сайт «Уголок неба». Р-5.
12/ Там же. Р-5Ш.
13/ В. С. Мильбах, Н. В. Негода, Д. Р. Чураков. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938 гг. Киевский военный округ. — Санкт-Петербург: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2020.
14/ Сайт «Уголок неба». Самолёты ТШ-1 и ТШ-2.
15/ Сайт Исторический форум. Судьба высшего комсостава РККА. https://forum.mozohin.ru/index.php?topic=2002.200

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 18.07.2023 г.