1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина — воинская часть Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных Московского военного округа.
Существовала в 1924 – 1925 годах.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич, величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского социалистического государства, учитель и вождь трудящихся всего мира.
Родился 10(22).4.1870 г. в г. Симбирске Российской империи, ныне г. Ульяновск.
Вечером 24 октября 1917 года (с 1918 г. — 6 ноября) В. И. Ленин нелегально прибыл в Смольный г. Петрограда для непосредственного руководства вооружённым восстанием. На открывшемся 25 октября (7 ноября) 2-м Всероссийском съезде Советов, провозгласившем переход всей власти в центре и на местах в руки Советов, В. И. Ленин выступил с докладами о мире и о земле. Съезд принял ленинские декреты о мире и о земле и образовал рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, одержанная под руководством Коммунистической партии, открыла новую эру в истории человечества — эру перехода от капитализма к социализму.
С 11 марта 1918 года В. И. Ленин жил и работал в г. Москве, после переезда сюда ЦК партии и Советского правительства из г. Петрограда.
В. И. Ленин разработал принципы объединения советских республик в единое многонациональное государство на основе добровольности и равноправия — Союз ССР, который был создан в декабре 1922 года.
Советское правительство во главе с В. И. Лениным последовательно боролось за сохранение мира, за предотвращение новой мировой войны, стремилось наладить экономию, и дипломатические отношения с др. странами. Вместе с тем советский народ оказывал поддержку революционному и национально-освободительному движениям.
В. И. Ленин был вождём не только российского, но и международного рабочего и коммунистического движения. В письмах к трудящимся стран Западной Европы, Америки и Азии В. И. Ленин разъяснял сущность и международное значение Октябрьской социалистической революции, важнейшие задачи мирового революционного движения. По инициативе В. И. Ленина в 1919 году был создан 3-й, Коммунистический Интернационал. Под руководством В. И. Ленина проходили 1-й, 2-й, 3-й и 4-й конгрессы Коминтерна. Им были написаны проекты многих резолюций и документов конгрессов. В произведениях В. И. Ленина, в первую очередь в труде «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920 г.), разработаны программные основы, стратегия и принципы тактики международного коммунистического движения.
В мае 1923 года В. И. Ленин из-за болезни переехал в посёлок Горки под г. Москвой.
В январе 1924 года в состоянии его здоровья В. И. Ленина внезапно наступило резкое ухудшение. 21 января 1924 года в посёлке Горки Московской области в 6 час. 50 мин. вечера В. И. Ленин скончался.
27 января состоялись похороны на Красной площади; гроб с забальзамированным телом В. И. Ленина был помещён в специально построенном Мавзолее. (2) **
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич, величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского социалистического государства, учитель и вождь трудящихся всего мира.
1924 г.
Народным комиссаром по военным и морским делам СССР был Лев Давидович Троцкий (в должности: 6.7.1923 г. – 25.1.1925 г.). Одновременно председатель Революционного военного совета СССР (в должности: …8.1923 г. — 25.1.1925 г.). (4) (34) (37)
Заместителем председателя РВС СССР был Ефраим Маркович Склянский (в должности 1918 г. – 11.03.1924 г.). (4) (14)
Начальником и комиссаром Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота был Аркадий Павлович Розенгольц (с апреля 1923 г. по 15 апреля 1924 г.; начальником и комиссаром Управления ВВС РККА 15 апреля по декабрь 1924 г.). Одновременно член РВС СССР и председатель Совета по Гражданской авиации СССР.
Командующим войсками Московского военного округа был Никола́й Ива́нович Мура́лов (в должности: март 1921 г. — конец мая или апрель 1924 г.).
Муралов Н.И. и Троцкий Л.Д.
Помощником командующего войсками Московского ВО был Георгий Дмитриевич Базилевич (в должности: 1922 г. -1925 г.).
Начальником штаба Московского ВО был Михаил Иванович Алафузо (в должности: 1921 г. -1924 г.).
Март
1-я разведывательная эскадрилья имени В.И. Ленина с 9 марта 1924 года имела места дислокации в Московском военном округе, в Московской области, сначала на двух подмосковных аэродромах – «Ухтомский» (в 15 км от центра г. Москвы) и «посёлка Михельсона» (ныне – Чкаловский), а с июля-августа 1924 года – в г. Липецке. (30, Сайт «Героико-патриотический форум России». Статья Юрия Ржевцева «И была поставлена на крыло… АВИАЦИЯ!».)
ПРИКАЗ
РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК №367
9 марта 1924 г. г. Москва
О присвоении 1 разведывательной авиационной эскадрилье имени Владимира Ильича Ленина
Первой разведывательной авиационной эскадрилье присвоить наименование «имени Владимира Ильича Ленина», почему эту эскадрилью впредь именовать:
«Первой разведывательной авиационной эскадрильей имени Владимира Ильича Ленина».
Заместитель Председателя Революционного Военного Совета
Э. Склянский (3)
11 марта
11 марта 1924 г. Е. М. Склянский снят со всех военных постов. Его обвинили в том, что он и возглавляемая им центральная группа РВС СССР со своими обязанностями не справляются и систематической военной работой не занимаются. Поводом послужил доклад комиссии, председатель комиссии С. И. Гусев, об итогах проверки РККА, пришедшей к выводу, что Красная Армия небоеспособна.
** Склянский Ефраим Маркович [даты жизни: 1892 – 1925] – советский государственный и военный деятель.
Участник 1-й мировой войны. В Красной армии с 1918 г. Член Петроградского Революционного военного комитета, комиссар Главного штаба и Ставки Верховного Главнокомандования Русской армии Свободной России. Член коллегии и заместитель наркомвоенмора (министра обороны РСФСР), член Высшего военного совета. Заместитель Председателя РВС Республики и СССР (1918 г. – 11.3.1924 г.), член Совета Труда и Обороны РСФСР (1920 г. – 1921 г.). С 1924 г. работал в ВСНХ. Погиб в заграничной служебной командировке в 1925 г. **
В марте 1924 г. заместителем председателя РВС СССР и наркома по военным и морским делам назначен Михаил Васильевич Фрунзе.
** Фрунзе Михаил Васильевич [даты жизни: 21.1 (2.2). 1885 – 31.10.1925] – советский государственный и военный деятель, военный теоретик.
С 1905 по 1917 гг. профессиональный революционер в Российской империи. На военной службе в Русской императорской армии с 1916 г. Во время Октябрьского вооружённого восстания 1917 г. в г. Петрограде был председателем Военного революционного комитета в г. Шуе. С 1918 г. в РККА. Весной-летом 1918 г. одновременно начальник комиссариата Иваново-Вознесенской губернии, затем военный комиссар Ярославского военного округа. С января 1919 г. командующий 4-й армией, в мае – июне – Туркестанской армией, с июля – войсками Восточного фронта, а с августа – Туркестанского фронтов. В сентябре 1920 г. командующий войсками Южного фронта.
В 1922 – 1924 гг. уполномоченный РВС Республики в Украинской Советской Социалистической Республике, командующий Вооружёнными силами Украины и Крыма (1920 г. – 1922 г.), одновременно в ноябре 1921 г. – январе 1922 г. возглавлял украинскую дипломатическую делегацию в Турцию при заключении договора о дружбе между ними. С февраля 1922 г. — заместитель председателя СНК УкССР и заместитель председателя экономического совета УкССР.
После 11 марта 1924 г. — заместитель председателя РВС СССР и народного комиссара по военным и морским делам СССР, с апреля 1924 г. — одновременно начальник Штаба РККА и начальник Военной академии РККА. (4) (7) (9) (35) (38) **
С целью перевооружения 1-й разведывательной авиационной эскадрильи имени Владимира Ильича Ленина на новую советскую авиационную технику по всему Советскому Союзу руководителями губерний и организациями Общества друзей Воздушного флота продолжался сбор денег на её строительство. Авиазавод высокими темпами строил 19 самолётов (по штатному расписанию требовалось 18 самолётов).
1-я эскадрилья находилась в г. Москве Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Союза Советских Социалистических Республик. Город Москва являлась столицей СССР и столицей РСФСР. (5)
Командир эскадрильи …
Комиссар эскадрильи …
Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего 18 самолётов.
Вооружение: иностранные самолёты.
Город Москва. Кремль. Спасская башня.
Город Москва. Кремль. Кремлёвский театр.
Апрель 1924 г.
Председателем РВС СССР был Л. Д. Троцкий (сентябрь 1918 — январь 1925), заместителем председателя РВСР был М. В. Фрунзе (после 11 марта 1924—25).
Главнокомандующим вооружёнными силами Республики был С. С. Каменев (июль 1919 — апрель 1924). Главком входил в состав Революционного Военного совета СССР. Главком Вооружённых Сил Республики имел права члена РВСР и пользовался полной самостоятельностью в решении всех вопросов оперативно-стратегического характера, но его приказы обязательно скреплялись подписью одного из членов РВСР. (4)
1 апреля 1924 г. М. В. Фрунзе назначен начальником Штаба РККА (по совместительству), С. С. Каменев – инспектором РККА, Н.Н. Петин – начальником Управления РККА, И. С. Уншлихт – Начальником снабжений РККА, А.П. Розенгольц – начальником ВВС СССР, Э. С. Панцержанский – начальником Военно-Морских Сил СССР, А. С. Бубнов – начальником Политического Управления РККА, приказ № 78.
В апреле 1924 г. лояльный председателю РВС СССР Л.Д. Троцкому командующий войсками Московского военного округа Никола́й Ива́нович Мура́лов был заменён на Михаи́ла Никола́евича Тухачевского (лояльный «тройке»: Г.Е. Зиновьев — Л.Б. Каменев – И.В. Сталин).
8 апреля 1924 г. издан приказ № 506 «О прохождении службы командным и административным составом РККА». Устанавливался предельный возрастной срок для увольнения в бессрочный отпуск: для командира взвода 25 лет, роты – 27 лет, полка — 30 лет и вышестоящих – 35 лет.
11 апреля 1924 г. К. Е. Ворошилов назначен командующим войсками Московского ВО, М. К. Левандовский – командующим войсками и членом РВС Туркестанского фронта, С. А. Пугачев – командующим Кавказской Краснознамённой армией.
15 апреля 1924 г. издан приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА». Командующие войсками округов и отдельных армий были подчинены непосредственно РВС СССР. Все вопросы подготовки войск к войне были сосредоточены в штабе округа, вопросы текущей жизни – в управлении округа, боевая подготовка и инспектирование частей – в инспекторате округа. Структура окружного аппарата была аналогичной центральному. (6)
В соответствии с решением правительства от 15 апреля 1924 г. Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ) переименован в Военно-Воздушные Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА).
В апреле 1924 г. Главное управление РККВФ было реорганизовано в Управление военных воздушных сил СССР (док. № 19). Основной организационной единицей военной авиации стала эскадрилья (вместо авиаотряда). По мере качественного и количественного роста самолётного парка и аэродромов началось формирование авиабригад. (33)
19 апреля 1924 г. М. В. Фрунзе по совместительству был назначен начальником и комиссаром Военной академии РККА. Он внёс большой вклад в улучшение учебных программ. Из курса обучения были исключены некоторые второстепенные предметы и расширена программа военно-исторического цикла. В Военной академии РККА были открыты снабженческий факультет для подготовки военных специалистов тыла с профилирующей кафедрой военной промышленности и восточное отделение (ставшее вскоре факультетом). Вводились полевые занятия по общей тактике и тактике конницы. Соответствующие нововведения осуществлялись и в других военно-учебных заведениях. [с. 196] (7)
В апреле 1924 г. М. В. Фрунзе подписал директиву Реввоенсовета СССР «О вовлечении командного состава в политпросветработу». Реввоенсовет потребовал от командиров всех степеней, чтобы они лично участвовали в проведении партийно-политической работы. Тем самым в определенной мере обеспечивался переход к единоначалию на партийной основе, который наметился еще в ходе гражданской войны.
Обобщая опыт управления войсками во время гражданской войны, В. И. Ленин указывал: «В этот опыт надо вдуматься. Он прошёл, закономерно развиваясь, от случайной, расплывчатой коллегиальности через коллегиальность, возведённую в систему организации, проникающей все учреждения [с. 198] армии, и теперь, как общая тенденция, подошёл к единоначалию, как к единственно правильной постановке работы» {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 77.}. (7)
Весной 1924 г. проведён первый регулярный призыв в Красную Армию. Эти изменения позволили командирам проводить регулярные занятия по боевой подготовке. (7) (9)
Среди достижений 1924 года всего Общества друзей воздушного флота СССР в целом – постройка в ознаменование XIII съезда РКП(б) девятнадцати именных самолётов отечественного производства марки «Р-1» для 1-й разведывательной эскадрильи имени В.И. Ленина: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный № 2521), «Самарец – Ильичу» (серийный № 2512), «Сибирский рабочий» (серийный № 2527), «Красный сормович» (серийный № 2514), «Донской рабочий» (серийный № 2538), «Продработник» (серийный № 2526), «Московский коммунальник» (серийный № 2530), «Кизлы-Бухара» (серийный № 2506), «Красное Черноморье» (серийный № 2513), «Дзержинский-1» (серийный № 2516), «Земляк Ильича» (серийный № 2517), «Красная сибирячка» (серийный № 2518), «Имени товарища Семашко» (серийный № 2519), «Комсомолец Сибири» (серийный № 2520), «Нижегородский рабочий» (серийный № 2522), «Картыген» (серийный № 2523), «Красный владимирец» (серийный № 2528), «Грозный» (серийный № 2529), «Красный северокавказец» (серийный № 2531). (30, Сайт «Героико-патриотический форум России». Статья Юрия Ржевцева «И была поставлена на крыло… АВИАЦИЯ!».)
Председатель президиума Общества друзей воздушного флота СССР Алексей Иванович Рыков с 8 марта 1923 г. по 13 марта 1925 г.
Заместитель председателя президиума Общества друзей воздушного флота СССР краском Сергей Сергеевич Каменев.
Товарищ (то есть заместитель) председателя президиума Общества друзей воздушного флота СССР краском Николай Ильич Подвойский.
Май 1924 г.
1 мая
1 мая в г. Москве проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая Дню международной солидарности трудящихся, и проводился военный парад, в котором принимали участие воинские части Московского военного округа.
Город Москва. 1924 г. Красная площадь.
Город Москва. 1924 г. Большой театр.
20 мая
Авиазавод высокими темпами построил 19 самолётов (по штатному расписанию требовалось 18 самолётов).
23 мая
13-й съезд Росси́йской коммунисти́ческой па́ртии (большевико́в) проходил в г. Москве с 23 мая по 31 мая 1924.
Съезд открыл и закрыл Л. Б. Каменев.
Съезд начался с минуты молчания по В. И. Ленину. После оглашения вопросов формирования рабочих органов съезда также были почтены скончавшиеся Д. Благоев, В. П. Ногин и Ю. Лутовинов.
После оглашения приветствий съезду 1-й день его работы был досрочно закончен, делегаты отправились на Красную площадь для общего посещения Мавзолея Ленина. (41)
Торжество передачи новой эскадрильи самолётов, построенных трудящимися и подаренных Воздушному флоту Республики, планировалось в г. Москве на воскресенье, 25 мая. Но печальная дата, с которой совпал этот день, — похороны тов. Ногина, отодвинуло торжество на новое воскресенье — 1 июня. (22, Газета «Призыв» от 3 июня 1924 г. Владимирской губернии)
24 мая
13-й съезд Российской коммунисти́ческой па́ртии (большевико́в).
Весь второй день заслушивались отчёты ЦК, ЦРК и ЦКК партии.
Благодаря проведённой работе «тройки» некоторые видные деятели партии, включая членов Политбюро и ЦК, в том числе лидеры оппозиции, имели на съезде только совещательные голоса (Н. И. Бухарин, Л. Д. Троцкий, Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников и др.). (41)
Газета «Призыв» от 24 мая 1924 г. Владимирской губернии писала: «Вчера по вызову центрального ОДФ (Общества друзей флота) из г. Владимира выехала специальная делегация рабочих и крестьян губернии (членов уездных ОДФ) для торжественной передачи самолёта «Красный Владимирец». В делегацию, кроме Губвоенкома тов. Михайлина и представителя Губпрофсовета тов. Кириллова, вошли шесть рабочих и крестьян: т. т. Куприянов, Щетинкин, Бубнов, Васин, Кузнецов и Жуков». (22)
25 мая
Газета «Призыв» от 25 мая 1924 г. Владимирской губернии писала: «В состав Владимирской Губернской делегации Общества друзей воздушного флота, выехавшей в г. Москву для торжественной передачи самолёта «Красный Владимирец», входят следующие товарищи из уездов: крестьянин Юрьевского уезда Т. Ев. Куприянов, рабочий Щетинкин (из Мурома), рабочий Вас. М. Бубнов, с фабрики им. Абельмана, слесарь с «Ком. Авангарда» Дм. Андр. Жуков, рабочий Кузнецов (из Кольчугина) и кр. Л. Ив. Васин (Meленки). Редакция «Призыва» вместе с делегацией командировала в г. Москву специального корреспондента тов. Ник. Горбунова». (22)
26 мая
26 мая 1924 г. на Научно-опытном аэродроме (на Ходынском поле) совершил первый полёт родоначальник всех советских металлических самолётов «АНТ- 2» конструктора Андрея Николаевича Туполева.
Июнь
1 июня 1924 г. делегаты XIII съезда партии вручали самолёты лётчикам эскадрильи на Центральном аэродроме (Ходынка, г. Москва). Каждый аппарат имел своё название, по которым можно было сделать вывод, что обеспечение авиационной техникой эскадрильи имени В.И. Ленина являлось общенародной заботой.
1 июня 1924 года в 14.00 торжественная передача Обществом друзей воздушного флота СССР боевых машин Рабоче-Крестьянскому Красному Воздушному Флоту состоялась на Центральном аэродроме имени Л.Д. Троцкого, который располагался на Ходынке, и проходило при большом стечении почётных гостей и многочисленных делегаций от трудовых коллективом столицы. Мероприятием руководили краском Сергей Сергеевич Каменев (с 1 апреля С. С. Каменев – инспектор РККА, одновременно он занимал должность заместителя председателя бюро союзного президиума ОДВФ) и председатель Центральной Исполнительной Комиссии СССР Михаил Иванович Калинин. Все выступившие с трибуны горячо благодарили советских граждан, принявших участие в сборе денежных средства на постройку этих конкретных боевых самолётов. В свою очередь командир и комиссар озвученной выше эскадрильи – краском С. А. Чернобровкин и политработник И. Б. Микенас – от имени всех своих подчинённых сердечно приветствовали шефов в лице руководителей и активистов ОДВФ. (26)
1 июня 1924 г. девятнадцать самолётов Р-1 торжественно переданы в г. Москве на Центральном аэродроме Первой разведывательной эскадрилье имени В. И. Ленина.
Самолёты Р-1 имели персональные наименования: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный/номер 2521), «Самарец – Ильичу» (с/н 2512), «Сибирский рабочий» (с/н 2527), «Красный сормович» (с/н 2514), «Донской рабочий» (с/н 2538), «Продработник» (с/н 2526), «Московский коммунальник» (с/н 2530), «Кизлы-Бухара» (с/н 2506), «Красное Черноморье» (с/н 2513), «Дзержинский – 1» (с/н 2516), «Земляк Ильича» (с/н 2517), «Красная сибирячка» (с/н 2518), «Имени товарища Семашко» (с/н 2519), «Комсомолец Сибири» (с/н 2520), «Нижегородский рабочий» (с/н 2522), «Картыген» (с/н 2523), «Красный владимирец» (с/н 2528), «Грозный» (с/н 2529), «Красный северокавказец» (с/н 2531). (5)
Самолёты Р-1 были из числа машин первой серии, выпущенной ГАЗ №1. Денежные средства на приобретение машин были собраны трудовыми коллективами. Руководило сбором денег Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ).
Журнал «Самолёт» в № 6 за 1924 год о патриотической акции в г. Москве сообщал:
… На необозримом аэродромном поле были выстроены в «пешем строю» в виде гигантской буквы «П» наши боевые самолёты. Слева — вытянулась в нитку молодая эскадрилья в составе: «Самарец – Ильичу» (Самарское ОДВФ), «Красный Воронеж – Ильичу» (Воронежское ОДВФ), «Земляк Ильича» (Ульяновско-Симбирское ОДВФ), «Сибирский Рабочий», «Комсомолец Сибири» и «Красная Сибирячка» (Сибирское ОДВФ), «Нижегородский Рабочий» и «Красный Сормович» (Нижегородское ОДВФ), «Каратегин» и «Кизлы Бухара» (Средне-Азиатское ОДВФ), «Московский Коммунальник», «Продработник» и «Дзержинский 1» (МОДВФ), «Им. тов. Семашко» (Наркомздрав), «Красное Черноморье», «Грозный», «Донской Рабочий» и «Красный Северо-Кавказец» (Юго-Восточное ОДВФ) и «Красный Владимирец» (Владимирское ОДВФ).
Все эти 19 новеньких самолётов выстроены на одном из наших авиазаводов…
В назначенное время пунктуально, как всегда, прибывает на аэродром тов. Троцкий. Ещё издали его прибытие возвещают перекаты «ура». Рапорт. Обход организаций и частей.
И всюду, где проходит группа членов Реввоенсовета с тов. Троцким во главе, — могучие вспышки «ура», мелькание над головами рук, головных уборов, платков. (10)
_Рабочие и крестьяне Воронежской губернии активно участвовали в строительстве Красного Воздушного Флота. Группа «Общества друзей Воздушного Флота», возглавляемая М. Медведевым (впоследствии одного из руководителей авиационной промышленности) произвела сбор денежных средств на строительство самолёта «Красный Воронеж – Ильичу». 1 июня 1924 г. этот самолёт Р-1 был вручен лётчикам 1-й разведывательной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина на лётном поле Центрального аэродрома в г. Москве. (19)
Адрес Красному воздухофлоту.
Делегация от рабочих и крестьян Владимировой губернии при передаче самолёта «Красный Владимирец» в эскадрилью «ЛЕНИН» вручила следующий адрес Красному Военному Воздушному Флоту СССР:
Дорогие товарищи!
От имени рабочих и крестьян Владимирской губернии мы передаем Вам сегодня самолёт «Красный Владимирец», построенный на средства, собранные Обществом Друзей Воздушного Флота.
Мы гордимся тем, что этот самолёт входит в эскадрилью, носящую имя великого учителя и вождя рабочего класса тов. ЛЕНИНА, и мы надеемся, что в грядущих боях за дело пролетариата наш самолёт будет грозой для врагов.
Мы обещаем по-прежнему отдавать наши силы и средства на укрепление Красного Воздушного Флота.
Да здравствует Красный Воздушный Флот, его работники, друзья и строители!
Делегация Владимирского ОДВФ». (22)
Р-1. СССР. «Красный Воронеж – Ильичу» (№ 2521).
Историческая справка. В 1924 г. Центральный аэродром имя Л. Д. Троцкого находился в г. Москве, он занимал часть Ходынского поля.
21 сентября 1920 г. Приказом Реввоенсовета № 1903 на Ходынском поле был создан Научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики — первая в РСФСР исследовательская и испытательная в сфере военной авиационной техники.
3 мая 1922 г. с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории Российской Федерации международные авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин.
15 июля 1923 г. с Центрального аэродрома начали выполняться первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном самолёте моноплане АК-1.
Приказом Реввоенсовета СССР № 2456 от 3 ноября 1923 г., подписанным Э. М. Склянским, Центральному аэродрому было присвоено имя Л. Д. Троцкого.
24 октября 1924 г. Научно-опытный аэродром при Главном управлении РККВФ преобразован в Научно-Опытный аэродром военно-воздушных сил СССР.
26 октября 1926 г. в связи с возросшим объёмом работ Опытный аэродром преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1932 г. НИИ ВВС (ныне это ГЛИЦ ВВС) был перебазирован на аэродром Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области. (14) (15)
Историческая справка о строительстве именного самолёта трудящимися Владимирской губернии.
15 марта 1923 г. во Владимирской губернии, при Губернском исполнительном комитете, была создана Губернская комиссия содействия воздушному флоту. 30 апреля 1923 г. при Губкомиссии содействия воздушному флоту организовалось владимирское отделение общества «Добролёт». Постановлением губисполкома от 9 июня 1923 г. губернская комиссия содействия воздухлоту была реорганизована во Владимирское отделение Общества друзей воздушного флота.
Газета «Призыв» от 18 ноября 1923 г. писала: «12 ноября 1923 г. закончил занятия первый пленум Губсовета ОДВФ, наметивший план дальнейшей работы по созданию двух самолётов Владимирской губернии. Имена самолётов: — «Красный Владимирец» и — «Красный Текстильщик».
Газета «Призыв» от 24 мая 1924 г. писала: «Вчера по вызову центрального ОДФ из г. Владимира выехала специальная делегация рабочих и крестьян губернии (членов уездных ОДФ) для торжественной передачи самолёта «Красный Владимирец». В делегацию, кроме Губвоенкома тов. Михайлина и представителя Губпрофсовета тов. Кириллова, вошли шесть рабочих и крестьян: т. т. Куприянов, Щетинкин, Бубнов, Васин, Кузнецов и Жуков». (22)
Газета «Призыв» от 25 мая 1924 г. писала: «В состав Владимирской Губернской делегации Общества друзей воздушного флота, выехавшей в г. Москву для торжественной передачи самолёта «Красный Владимирец», входят следующие товарищи из уездов: крестьянин Юрьевского уезда Т. Ев. Куприянов, рабочий Щетинкин (из Мурома), рабочий Вас. М. Бубнов, с фабрики им. Абельмана, слесарь с «Ком. Авангарда» Дм. Андр. Жуков, рабочий Кузнецов (из Кольчугина) и кр. Л. Ив. Васин (Meленки). Редакция «Призыва» вместе с делегацией командировала в г. Москву специального корреспондента тов. Ник. Горбунова». (22)
После торжественной части передачи самолётов на Центральном аэродроме имени Л.Д. Троцкого состоялся организованный Обществом друзей воздушного флота СССР поистине грандиозный по тем временам воздушный парад, в котором приняли участие не только все девятнадцать именных машин Р-1, но и несколько самолётов «Юнкерс» из авиапарка ОДВФ, а также только что построенный для советской военной авиации первый советский цельнометаллический пассажирский самолёт марки «АНТ-2» конструкции Андрея Николаевича Туполева. Новый самолёт АНТ-2 и самолёты «Юнкерс» и составили тогда правый фланг воздушного парада, при этом туполевский опытный образец, по свидетельству очевидцев, обращал на себя внимание «необычностью конструкции и лёгким изящным видом», по причине чего стал истинной изюминкой этого воздушного шоу. (26)
3 июня
Газета «Призыв» от 3 июня 1924 г. Владимирской губернии писала:
«Торжество передачи новой эскадрильи самолётов, построенных трудящимися и подаренных Воздушному флоту Республики, предполагалось в г. Москве в предыдущее воскресенье, 25 мая.
Но печальная дата, с которой совпал этот день,— похороны тов. Ногина, отодвинуло торжество на новое воскресенье — 1 июня.
И к этому дню в числе других делегаций, передающих республике дорогие подарки — самолёты, была вызвана и наша Владимирская делегация, составленная из крестьян и рабочих всех уездов нашей губернии.
Наша трудовая делегация лично передала новую боевую единицу Воздушному флоту союза.
И новый красавец-самолёт, мощный, серо-стальной по своему защитному цвету, вошёл в боевые ряды эскадрильи имени вождя, претворяв в дело трудовые гроши владимирских крестьян, текстилей, металлистов и других рабочих…
По редакционному поручению «Призыва» я решал осмотреть «наш», владимирский самолёт ещё на аэродроме, без суеты, неизбежной при всяком торжестве.
Самое разрешение на осмотр связано с некоторыми понятными формальностями.
Московский комитет ОДВФ любезно выдал мне соответствующую бумажку тов. Грозе, комиссару Воздухфлота. Последний дал разрушительную надпись на осмотр самолёта на аэродроме. А командир эскадрильи — уже на аэродроме — поручил командиру отряда, в который входит «Красный Владимирец», лично показать мне самолёт и дать нужные объяснения.
В крепких, надёжно сбитых, ангарах, пахнущих свежей краской, среди других серо-стальных птиц, стоит «Красный Владимирец». Надпись — чёткая, резкая, аккуратно пригнанная.
Хвалит машину командир отряда. Прекрасно выдержал самолёт все испытания. Ровно и сильно бьётся сердце самолёта — хороший, мощный мотор.
Крепки у аппарата «туркелль», «фюзелажи» и стальные проволоки, похожие на нервы живого организма.
Высок и «потолок» самолёта: этим своеобразным авио-техническим словом лётчики определяют предел высоты, на которую может подняться самолёт с определённой мощностью своего мотора.
Всё на «Красном Владимирце», кроме мотора, сделано русскими руками, из русских материалов, на русском заводе.
Выводят «Красного Владимирца» из ангара на зелёный простор аэродрома.
Низко спускается солнечный диск угасающего дня.
Закатное время и раннее утро — часы полётов, работы и «учёбы» лётчиков. Именно в эти часы и живёт аэродром.
Быстрая проверка мотора. Нa своём месте — в кабинке красвоенлёт, которому вверен «Красный Владимирец». На груди лётчика — два ордена Красного знамени, один из которых им получен в воздушных боевых разведках на Туркфронте.
Мелькает мысль:— «Владимирец» в надёжных руках.
Быстро и уверенно поднимается самолёт. Ровно, без перебоев, стучит мотор.
Один круг над громадным аэродромом. Другой. Третий. Ещё.
Снижается.
Ловко тормозит аппарат лётчик «костылём» у хвоста, сдерживая раскат самолёта.
А через четверть часа серо-стальной самолёт, с замолкшим, как будто мёртвым, мотором, уже стоит в своём ангаре, а около него суетятся механики, хлопотливые и старательные…
Наводят «лоск», заботясь о народной внешности самолёта, не летающий «хозяин самолёта». Таков — объясняют мне — официальный термин. Не официально-же, на языке анара, его «хозяина» называют не без дружеского сарказма:— хвостомой.
С начальником отряда — стройным, загорелым «старым» лётчиком, виды видавшем, оставляем ангар с «Красным Владимирцем» и идём в авио-клуб, спрятавшийся в зелени парка.
Мой собеседник рассказывает случайные кусочки своей авио-жизни и авио-работы.
Рассказы просты, бесхитростны но ярко-интересны. Именно такими бывают рассказы лётчиков, «виды видавших».
Оставляю аэродром с той же мыслью, которая мелькнула при первом взгляде на «Красн. Владимирца».
В хорошее дело претворились трудовые гроши владимирских рабочих и крестьян.
Hик. Горбунов» (22).
Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.). Заказ Революционного Военного Совета Республики Государственному авиазаводу № 1 на постройку 70 с-тов D.H.4 был получен 30.09.1918 г. Сборка двух первых с-тов задержалась по причине отсутствия моторов завершилась в 1920 г. В воздух поднялся 02.06.1920 г. первый с-т (серийный № 2292) и 15.06.1920 г. — второй с-т (серийный № 2293). В 1921 г. на ГАЗ № 1 изготовлены 20 с-тов D.H.4 с двигателями Fiat A-12 мощностью 240 л.с. Затем была серия с-тов D.H.9.
В 1923 г. планировалось, что первый заказ будет предусматривать поставку Красному воздушному флоту 200 самолётов Р-1. В период с 15 марта по 29 мая 1924 г. (т.е. еще до начала испытаний головного самолета) Государственным авиазаводом № 1 были сданы первые 25 самолётов разведчиков Р-1 без вооружения, ещё 7 в это время находились в стадии окончательной сборки. Все эти самолёты выпускались по образцу, считавшемуся временным.
Первые серийные с-ты сдавались РККА летом 1924 г. без вооружения, т.к. не была готова синхронная пулемётная установка Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1. Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9. Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1.
В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6.
В 1923-1927 гг. выпущено порядка 1650 боевых самолётов Р-1 и 130 учебных Р-2 (самолёт Р-1 с мотором «Сиддли Пума») и самолётами с другими двигателями.
С 1928 г. самолеты оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки. До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. На протяжении почти 10 лет, с-т использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. (5)
Бомбардировочное вооружение для первых самолётов Р-1 включало бомбодержатели (бомбомёты) конструкции Колпакова-Мирошниченко.
Пудовая бомба (16 кг) на бомбосбрасывателе системы Колпакова-Мирошниченко.
Летом войска Московского военного округа проводили сборы в полевых условиях. Одним из полигонов, куда собирались войска, был Артиллерийский полигон у села Клементьево в Можайском уезде примерно в 100 км от г. Москвы.
Самолёт Р-1. СССР. Загрузка лёгких бомб в самолёт.
8 июня
Газета «Призыв» Владимирской губернии от 8 июня 1924 г. сообщала читателям о строительстве второго самолёта Р-1 с именем «Владимирский текстильщик»:
«Первый самолёт «Красный Владимирец», построенный на трудовые копейки трудящихся нашей губернии, передан уж в экскадрилью Ленина.
Сейчас идёт постройка второго самолёта «Владимирский текстильщик». Текстильщики должны приналечь, чтобы самолёт, строящийся на их пожертвования, скорей взвился в высь. Рабочие фабрики «Пятый Октябрь» идут впереди и указывают пример другим текстильщикам. Они вносят всего 680 облигаций выигрышного займа, на сумму 3559 рублей 95 копеек. Рабочие «Пятого Октября» вызывают последовать их примеру рабочих следующих фабрик: Карабановской, Свердловской, Серпуховской, Собинской и им. Абельмана.
Надеемся, что рабочие этих фабрик не заставят себя долго ждать. Текстильщики, стройте «Владимирского текстильщика». (22)
Июль
Город Москва.
Город Москва.
Август
В 1924 г. синхронную пулемётную установку Д-1 разрабатывал конструктор Владимир Фёдорович Савельев по типу установки самолёта «Ньюпор». В это же время, имевшиеся пулемёты «Виккерс» рассчитанные под английские патроны на Тульском оружейном заводе переделывались под отечественные патроны. После завершения работ, синхронных установок Д-1 было изготовлено 210 экземпляров, очевидно, такое же количество самолётов Р-1 было ими вооружено.
Самолёт Р-1. СССР. Пулемётная установка на месте лётчика-наблюдателя.
Самолёт Р-1. СССР. Пулемётная установка на месте лётчика-наблюдателя.
** Савельев Владимир Фёдорович – авиаконструктор.
«Родился в 1889 г. в семье ж/дорожного мастера станции Елань-Камышинская Саратовской области.
По окончании сельского 2-х классного училища в 1903 г. определён в техническое училище в г. Саратове, которое окончил в 1908 г. По окончании тех. уч. направлен в г. Санкт-Петербург, где работал и учился. В 1909 г. увлёкся авиационной техникой. Работал с конструкторами Сикорским, Поликарповым, Туполевым и Яковлевым.
С 1914 г. в Русской императорской армии. В 1914 г. назначен во 2-й авиапарк старшим инженером механиком.
В 1918 г. мобилизован в Красную Армию, работал в научно-техническом комитете Главвоздухофлота. В 1921-1923 гг. строил самолёты собственной конструкции. В 1922 г. назначен на завод № 1б. Авиахим, организовал конструкторское бюро по разработке предметов вооружения. В 1931 г. переведён главным конструктором на авиазавод № 32. За реконструкцию з-да получил в награду легковой автомобиль. В 1938 г. перешёл гл. технологом в Промышленность Моссовета, позже работал (с начала Отечественной войны) гл. инженером завода Красный Штамповщик и пр. В 1952 г. уехал в г. Прилуки Черниговской обл., где работал на заводе ППО начальников опытного цеха.
По получении персональной пенсии в 1958 г. ушёл на пенсию. В н/время, отдохнув и поправив здоровье, вновь приступаю к работе.
В справке «Об основных работах в области вооружения авиации инженера Савельева» пишется, что в 1926-29 годах он на авиазаводе Н. Н. Поликарпова «являлся главным конструктором по вооружению… Под руководством т. Савельева были разработаны агрегаты: Р-1, Р-3, Р-5, И-4, ТБ-1, ТБ-3 и У-2; образцы бомбардировочного вооружения, синхронизаторы для пулемётов Виккерс и ПВ-1, ряд фотоустановок и бомбосбрасывателей…
Вся деятельность т. Савельева свидетельствует о том, что он является крупным конструктором, внесшим серьёзный вклад в дело развития авиационного вооружения в Советском Союзе…» (20) (21)
Город Москва. 1924 г. Каменный мост.
Город Москва. 1924 г. Бородинский мост. Вид на Брянский вокзал (ныне Киевский).
Сентябрь 1924 г.
В 1919-28 годах в Афганистане проводились реформы, содействовавшие преодолению феодальной отсталости и развитию капиталистических отношений (законы о поощрении промышленности, 1921 г., и о неограниченном праве собственности на землю, её свободной купле и продаже, 1923 г.; реформы по расширению светского образования и др.). В 1923 г. была провозглашена первая конституция Афганистана. Нараставшее недовольство сторонников прежней власти привело к вооружённому антиправительственному восстанию, вспыхнувшему во второй половине 1923 г. в провинции Пактия. В СССР Совет Народных Комиссаров СССР решил помочь дружественному правительству Афганистана, в т. ч. и авиацией. Были выделены лётчики, самолёты, денежные и материальные средства; созданы базы материально-технических средств на маршруте будущего перелёта Ташкент-Термез-Кабул, самолёты оснащены дополнительными баками и т.д..
** Межера́уп Пётр Христофорович (1895—1931) — советский военачальник. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. В Красной Армии с 1918. Окончил Егорьевскую авиационную школу (1919 г.), курсы усовершенствования авиационного комсостава (1927).
С 1918 г. военный комиссар Управления авиации и воздухоплавания 8-й армии. Окончил Егорьевскую авиационную школу в 1919 г. С 1919 г. командир Казанского авиаотряда, с 1921 г. — командир 5-го авиаотряда (в Карелии). С 1923 г. по лето 1924 г. — начальник ВВС Туркестанского фронта. Летом 1924 г., Пётр Христофорович становится лётчиком — испытателем Научно — опытного аэродрома (на Ходынском поле) в г. Москве и вскоре включается в перегонку самолётов в Афганистан. В сентябре-октябре 1924 г. руководил групповым перелётом 6 самолётов Р-1 (1924 г.) по маршруту Ташкент—Термез—Кабул через хребет Гиндукуш (самолёты были закуплены Афганистаном в СССР; первый перелёт на высоте свыше 5 тысяч метров, протяжённостью 1390 км). В 1926 г. на самолёте Р-1 «Красная Звезда» совершил перелёт по маршруту Москва—Анкара (первый перелёт на самолёте сухопутного базирования над Чёрным морем). В 1927 г. окончил курсы усовершенствования авиационного комсостава. В дальнейшем на командных должностях в ВВС. Награждён 3 орденами Красного Знамени, а также орденами Красного Знамени Хорезмской республики, Красной Звезды 2-й степени Бухарской народной республики, наградой Афганистана. Погиб в авиационной катастрофе. (11) (12) **
С 16 сентября 1924 г. разведывательные и легкобомбардировочные эскадрильи переведены на новый штат. Они по-прежнему состояли из трёх отрядов, но количество самолётов с 18 увеличилось до 31 самолёта. (10) (11)
Состав 1-й авиаэскадрильи с 16 сентября 1924 г.:
— Управление эскадрильи (1 самолёт)
— 1-й отряд (10 самолётов)
— 2-й отряд (10 самолётов)
— 3-й отряд (10 самолётов)
Вооружение: советские самолёты Р-1.
29 сентября 1924 г. Отряд самолётов (6 самолётов разведчиков Р-1) под руководством П.Х. Межерауп, лётчики Ю.Н. Арватов, М.М. Гаранин, В.В. Гоппе, А.И. Залевский, Я.Я. Якобсон влетели с аэродрома в г. Ташкенте и взяли курс на г. Термез. Далее полёт на г. Кабул отличался особой сложностью — он пересекал снежный хребет Гиндукуш на высоте свыше 5000 м. (5)
Октябрь 1924 г.
Маршрут перелёта отряда П.Х. Межераупа был непростым, участок Термез — Кабул пролегал через горные хребты Гиндукуша, над которыми ещё никто не летал. Подниматься пришлось до высоты 5000 метров. Вынужденная посадка в таких условиях была равносильна гибели. Ветер свирепствовал, самолёты бросало во все стороны, как пушинки. Пришлось рассредоточиться — так было безопаснее. В г. Кабул лётчики П.Х. Межерауп, Ю.Н. Арватов, М.М. Гаранин, В.В. Гоппе, А.И. Залевский, Я.Я. Якобсон прилетели 1 октября. За этот перелёт всем лётчикам были вручены грамоты и высшие награды Афганистана. (5) (11) (12)
Афганские правительственные войска успешно подавляли восстание, советские авиаторы приняли активное участие в завершающей стадии боёв, совершив множество вылетов на разведку, бомбардировку, на агитацию — разбрасывали листовки над расположением восставших. (5)
Отряд под командованием П.Х. Межераупа (лётчики Ю.Н. Арватов, М.М. Гаранин, В.В. Гоппе, А.И. Залевский, Я.Я. Якобсон) вернулся в г. Москву … г. Все лётчики были награждены орденами Красного Знамени. Их самолёты продолжили службу в Афганистане. (5)
Испытание самолёта Р-1 перелётом в Афганистан и эксплуатация в горной местности показали, насколько надёжен этот самолёт. Опыт эксплуатации самолёта изучался всеми лётчиками.
Ноябрь 1924 г.
7 ноября в г. Москве проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 7-й годовщине Октябрьской социалистической революции 1917 года, и проводился военный парад.
Город Москва, военный парад. 7 ноября 1924 г.
Город Москва, военный парад. 7 ноября 1923 г. Эту фотографию я вставил, чтобы показать, как выглядели стрелки Красной Армии.
Декабрь
Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был Пётр Ионович Баранов.
1925 г.
Январь
Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был Яков Иванович Алкснис (Астров).
1-я Отдельная разведывательная эскадрилья имени В. И. Ленина находилась в г. Москве. (5)
Ком-р эс-и …
25 января 1925 г., в первую годовщину смерти вождя революции В. И. Ленина, в г. Ленинграде была сформирована эскадрилья «Ленин» № 2. Лётчикам эскадрильи торжественно были переданы 18 самолётов Р-1. Надписи на 16 самолётах были следующими: «Сигнал», «Гудок», «Текстильщик СССР», «Рабочий бумажник», «Им. Воровского», «Хлебопродукт», «Красная Тверь», «Владимирский текстильщик», «Архангельский рабочий», «Дальний Восток — Ильичу», «Иваново-Вознесенский ткач», «Башкирия — Ильичу», «Курский большевик», «Красная Астрахань — Ильичу», «Степан Халтурин», «Красная кузница». Ещё два самолёта, от Киргизского отделения Общества друзей Воздушного флота и от сотрудников полпредства в Персии, не имели утверждённых надписей. (5) (13)
25 января 1925 г., в первую годовщину смерти вождя революции В. И. Ленина, в г. Москве Общество друзей Воздушного флота передало самолёты Р-1 лётчикам 30-й авиационной эскадрильи имени Красной Москвы ПВО г. Москвы (ранее был 14-й отдельный разведывательный отряд ПВО г. Москвы). Самолёты имели названия: «Ильич», «Московская работница», «Московский крестьянин», «Красная Пресня № 2», «Имени Баумана», «Красные Сокольники», «Красные Хамовники», «Рабочий Замоскворечья», «Рогожско-Симоновский рабочий», «Ореховско-Зуевский рабочий» и «Коломенский рабочий». (5) (13)
25 января 1925 г., в первую годовщину смерти вождя революции В. И. Ленина, лётчик Иншаков на самолёте Р-1 с двигателем М-5, изготовленным заводом «Икар», совершил успешный перелёт по маршруту Москва — Липецк — Харьков — Киев — Гомель — Смоленск — Москва. В очередной раз лётчик подтвердил высокое качество советской техники и большие возможности советского человека.
Март
В марте 1925 г. Совет по гражданской авиации принял постановление — летом текущего года провести перелёт из г. Москвы на Дальний Восток на самолётах советской постройки. Для этой акции пользовались несколькими названиями: «Дальневосточный перелёт», перелёт Москва — Монголия — Китай, перелёт Москва — Пекин. Проект маршрута от г. Москвы до г. Пекина в краткие сроки был разработан группой специалистов при обществе «Добролёт» под руководством старейшего русского лётчика Х.Н. Славороссова.
Необходимость проведения такого перелёта признавалась разными ведомствами единодушно. Для его подготовки была организована комиссия под председательством начальника Управления ВВС П.И. Баранова и его заместителя Р.А. Муклевича. В состав комиссии вошли представители Народного комиссариата иностранных дел, инспекции Гражданского воздушного флота, Общества друзей Воздушного флота, общества «Добролёт», газеты «Правда» и Госкино. Особо ставился вопрос о возможности использования в длительном полёте двигателей отечественной постройки. 25 января 1925 г. лётчик Иншаков на самолёте Р-1 с двигателем М-5, изготовленным заводом «Икар», совершил успешный перелёт по маршруту Москва — Липецк — Харьков — Киев — Гомель — Смоленск — Москва. Именно самолёты типа Р-1, оснащённые двигателями М-5, предполагались в качестве основных участников воздушной экспедиции в Китай.
Май 1925 г.
1 мая
1 мая в г. Москве проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая Дню международной солидарности трудящихся, и проводился военный парад, в котором принимали участие воинские соединения и части.
Военный парад 1 мая 1925 г. Стрелки, возможно 1-й Московский отдельный стрелковый полк.
Военный парад 1 мая 1925 г. Кавалеристы.
Военный парад 1 мая 1925 г. Войска противовоздушной обороны.
_ Красовский Степан Акимович. Жизнь в авиации. 1968 г. Глава «Трудовой народ, строй Воздушный флот!»:
1 мая 1925 года состоялся массовый воздушный парад, в котором участвовали восемьдесят восемь самолётов.
Через два дня, 3 мая, на Центральный аэродром прибыл Наркомвоенмор М. В. Фрунзе. У машин застыли ряды лётчиков авиационных частей Московского военного округа. Я (Красовский Степан Акимович) в то время исполнял обязанности командира 30-й эскадрильи и должен был отдавать рапорт. Вскоре к нашей колонне подошёл Михаил Васильевич с сопровождающими его командирами. Докладывая наркому, [с. 61] я очень волновался. Заметив это, Фрунзе улыбнулся и опустил мою правую руку, которая всё ещё была у козырька фуражки. Сразу стало как-то легче, исчезла скованность, и я свободно ответил на вопросы наркома о боевой подготовке, о лётных качествах самолётов.
Михаил Васильевич выслушал доклады всех командиров отрядов и эскадрилий, обошёл строй лётчиков и, видимо, остался доволен порядком на линейке. В заключение он сказал:
— Каких только самолётов здесь нет: «ньюпоры», «мартинсайды», «юнкерсы». Но мы очень скоро покончим с этим. Красный Воздушный флот будет иметь свои, советские боевые машины.
Несколько позже, выступая на III съезде Советов по вопросам военного строительства, М. В. Фрунзе особенно подчёркивал необходимость создания сильной советской авиации. По его докладу было принято решение: «Съезд констатирует, что увеличение роли авиации в военном деле и неуклонный рост её во всех странах требуют исключительного внимания к вопросам планового укрепления и развития Красного Воздушного флота.
Отмечая успехи, достигнутые в этом направлении, съезд предлагает Правительству в кратчайший срок провести в жизнь план развития военных воздушных сил и одновременно принять меры к поднятию авиапромышленности, в том числе моторостроения до размеров, обеспечивающих необходимое развитие как гражданского, так и военного Воздушного флота» {1}.
Уже в 1925 году наша промышленность освоила серийный выпуск авиационного мотора М-5 мощностью четыреста лошадиных сил. Этот двигатель устанавливался на новые самолёты Р-1. Появление отечественных крылатых машин с радостью было встречено всем народом, особенно авиаторами. Мы чувствовали повседневную заботу партии и правительства об укреплении могущества Военно-Воздушных Сил. Это позволяло, непрерывно совершенствовать боевую подготовку, лётное мастерство.
Наша гражданская авиация уверенно выходила на международные линии. В том же году, например, шесть [с. 62] самолётов, пилотируемые М. А. Волковойновым, М. М. Громовым, А. И. Екатовым, И. К. Поляковым, Н. И. Найденовым и А. И. Томашевским, совершили перелёт из г. Москвы в г. Пекин. Вслед за ними П. X. Межерауп на самолёте Р-1 в рекордно короткий срок достиг г. Анкары, а Я. Н. Моисеев проложил воздушную трассу между г. Москвой и г. Тегераном. (8)
——
{1} Съезды Советов в документах, том 3. Издательство: Госюриздат, 1960, стр. 95.
Июнь 1925 г.
Летом обычно наши московские лётные части перебазировались в Климентьевские лагеря, находившиеся километрах в 100 от г. Москвы. Лётчики выполняли полёты. Поскольку это был артиллерийский полигон, то можно предположить, что выполнялись стрельбы из пулемётов и бомбометание бомб малого веса. (8, Красовский С. А. Жизнь в авиации. 1968 г.)
1-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина, 2-я истребительная авиаэскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского и 30-я истребительная авиаэскадрилья имени Красной Москвы перебазировались в Климентьевские лагеря.
*** Клементьевский полигон – артиллерийский полигон Московского военного округа Русской императорской армии Российской империи.
_ Строительство полигона началось согласно приказу № 13 от 11 февраля 1880 года, по которому поручик Майхилин был направлен в село Клементьево для заведования лагерным хозяйством и строительства необходимых построек. Полигон строился на участке земли купленной военным ведомством. На чертежах 1885 года в селе Карцево (где сейчас центральная усадьба совхоза «Клементьево») имелись следующие постройки: дом начальника караульной службы, лазарет, баня, хлебопекарня, телеграфная станция и другие. В 1899 году была спроектирована и построена двухэтажная казарма для караульной службы (сейчас это жилой дом на улице Центральной). Для каждой артиллерийской бригады были возведены бараки: для командиров бригад и батарей, канцелярий, офицерских собраний, кухонь. В селе Клементьево для расположения генералитета артиллерийского лагеря использовались здания существующей усадьбы и флигеля по обеим сторонам колокольни.
_ В двухэтажном здании рядом с колокольней и соединенной с левым флигелем галереей на верхнем этаже находились помещения командующего войсками Московского военного округа, на нижнем этаже жили начальник полигона, его помощники, начальник штаба Московского военного округа и адъютант командующего.
_ В другом двухэтажном флигеле верхний этаж занимали командир 13-го армейского корпуса и начальник артиллерии этого корпуса. На нижнем этаже жили командир Гренадерского корпуса и начальник артиллерии. В двухэтажном доме на площади (дом не сохранился) располагались Управления начальников артиллерии гренадерского и армейских корпусов.
_ В одноэтажном белом доме жили генералы, участвующие в лагерных сборах на артиллерийском полигоне, и располагалась канцелярия полигона. В правом флигеле под колокольней находились помещения председателя хозяйственного комитета, инженерного офицера, помещения для приезжих офицеров и вестовых, а также канцелярия хозяйственного комитета. В левом флигеле под колокольней располагалась кухня с двумя погребами для приготовления пищи генералам.
_ В глубине парка на берегу реки Искона стояло здание офицерского собрания артиллерийского лагеря.
_ В марте 1919 года руководством Московского военного округа РККА был утверждён списочный состав артиллерийского полигона в с. Клементьево.
_ В 1924 году на арт. полигон приезжали командующий Московским военным округом Климент Ефремович Ворошилов и представитель Реввоенсовета СССР Иероним Петрович Уборевич. Они должны были проанализировать состояние артиллерии и внести соответствующие предложения в свете новой реформы. Уборевич, как артиллерист, устроил проверку технических знаний командного состава. Прямо на полигоне в больших палатках были собраны артиллерийские приборы, средства, связи стрелковое оружие, различные артиллерийские орудия. Проверка была очень серьезной. Общую оценку Уборевич дал удовлетворительную. Эта проверка дала импульс руководителям артиллерии округа. Вскоре артиллерия Московского военного округа была командованием признана образцовой и награждена Почётным Красным Знаменем.
_ Красовский С. А. в книге «Жизнь в авиации», 1968 г., пишет: Летом (прим. — в 1925 г. и видимо в другие годы) обычно наши части (лётные) перебазировались в Климентьевские лагеря, находившиеся километрах в ста от г. Москвы. Можно предположить, что на артполигоне лётчики учились вести огонь из пулемётов, установленных на самолётах.
_ В 1927 году на артиллерийском полигоне при селе Клементьево проводились испытания 76-миллиметровой пушки.
_ В 1928 году командующим Московским военным округом Борисом Михайловичем Шапошниковым, который проходил здесь сборы в 1902 году, артиллерийский полигон был закрыт. (17) (18)
—
—
Октябрь 1925 г.
_ Красовский С. А. «Жизнь в авиации». 1968 г.:
Известно, что XIII съезд РКП (б) утвердил мероприятия, вылившиеся затем в военную реформу. Красный Воздушный флот, как и вся Красная Армия, становился школой обучения и воспитания людей, кузницей сознательных, беспредельно преданных Родине бойцов. Это было время, когда партия, руководствуясь ленинскими заветами, взяла курс на большую перестройку Вооружённых Сил и дальнейшее укрепление обороноспособности Советского [с. 64] государства.
В. И. Ленин так говорил об опыте строительства Красной Армии в период гражданской войны: «Он прошёл, закономерно развиваясь, от случайной, расплывчатой коллегиальности через коллегиальность, возведенную в систему организации, проникающей все учреждения армии, и теперь, как общая тенденция, подошёл к единоначалию, как к единственно правильной постановке работы» {2}.
Осенью 1924 года в Большом театре состоялось собрание высшего начальствующего состава Московского гарнизона, посвященное военной реформе в Красной Армии. С докладом выступал М. В. Фрунзе. Его появление на сцене было встречено старыми военспецами, занимавшими первые ряды партера, настороженно. Однако это нисколько не смутило Михаила Васильевича. Не заглядывая в конспект, он убедительно говорил о военной реформе.
Мне запомнилось высказывание М. В. Фрунзе о единоначалии:
— Высшим и наиболее желательным типом единоначалия будет совмещение в одном лице функций как строевых, так и партийного руководства. Но такое совмещение требует от командира таких свойств и качеств, которые найдутся далеко не у всякого даже партийного командира. В перспективе же, разумеется, этот тип единоначалия будет являться венцом наших достижений.
Едва закончился доклад, как весь зал загремел овацией. Михаил Васильевич всех покорил своей обаятельной простотой, великолепным знанием дела и светлым умом. (5)
——
{2} В. И. Ленин. Сочинения, т. 30, стр. 286.
Ноябрь
В т. г. 1-я Отдельная разведывательная эскадрилья имени В. И. Ленина переформирована в 1-ю Отдельную легкобомбардировочную эскадрилью. (5)
В 1927 г. существовала 1-я разведывательная эскадрилья в Ухтомской (возле г. Москва) на вооружении которой были с-ты Р-1.
Источники:
1/ Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва. Издательство: Наука, 1986 г.
2/ Большая советская энциклопедия. — Москва. Издательство: Советская энциклопедия. 1969—1978. Статья В. Я. Зевина «Ленин (Ульянов) Владимир Ильич».
4/ Большая советская энциклопедия. — Москва. Издательство: Советская энциклопедия. 1969—1978. Статья «Реввоенсовет Республики (РВСР)».
5- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html
795- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва: Издательство Наука – 1986 г. В книге есть численный состав советской авиации в 20-е и 30-е годы, на 01.01.1931 г.
6/ Военный энциклопедический словарь. 1984. Статья «Важнейшие события истории Вооружённых Сил СССР». С. 854-855.
7/ Фрунзе М. В. Военная и политическая деятельность. — Москва. Издательство: Воениздат, 1984.
8/ Красовский С. А. Жизнь в авиации. — Москва. Издание: Воениздат, 1968.
9/ Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). Издание второе, исправленное и дополненное. – Киев. Издательство политической литературы Украины. 1979.
10/ «Самарец – Ильичу». https://honzales.livejournal.com/225155.html
11/ Энциклопедия «Авиация». — М. Издательство: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998. Статья «Межера́уп Пётр Христофорович».
12/ Сайт Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953. Статья «Межера́уп Пётр Христофорович». http://airaces.narod.ru/ww1/mejeraup.htm
13/ Сайт WUNDERWAFFE об истории Мировых войн. Книги, статьи, периодика, мемуары и художественная литература по истории мировых войн и вооружений. Справочники. Чертежи. Эксплуатация и боевое применение. В строю ВВС РККА. http://wunderwafe.ru/Magazine/AK/2004_03/04.htm
14/ Семененко В. И. В трудных поисках истины: по страницам советской и зарубежной литературы о Л. Д. Троцком и «троцкизме». — Харьков. Изд-во «Основа» при Харьковском гос. университете, 1991. С. 109. 214 с.
15/ Сайт Испытатели. Статья «ГЛИЦ (НИИ ВВС)». http://testpilot.ru/testc/nii-vvs-glic/
16/ Сайт razlib.ru. библиотека. Статья «Из истории собственных наименований воздушных судов России Часть II. (1918- конец 1920 гг.)». http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2006_03/p7.php
17/ Можайское историческое общество. Автор Фёдоров Н.К. Полигон в Клементьеве. https://kukovenko.ru/voennoe-delo/poligon-v-klementeve
18/ Газета «Новая Жизнь». № 69 (12896) от 3 сентября 2011 года.
19/ Воронежцы в истории Дальней авиации. Становление и развитие Дальней авиации на Воронежской земле. http://da-sv.ru/index.php/voronezhskie-stranitsy/voronezh-rodina-tyazhelobombardirovochnoj-aviatsii/39-stanovlenie-i-razvitie-dalnej-aviatsii-na-voronezhskoj-zemle
20/ Сайт «Военное обозрение». Статья «Небесный конструктор. О поразительной судьбе пионера авиастроения Савельева». Савельев Владимир Фёдорович. https://topwar.ru/14369-aleksandr-roslyakov-nebesnyy-konstruktor-o-porazitelnoy-sudbe-pionera-aviastroeniya-saveleva.html
21/ Александр Росляков. Небесный конструктор. О Владимире Фёдоровиче Савельеве. http://www.roslyakov.ru/cntnt/verhneemen/politikaiv/nebesniyko.html
22/ Сайт «Любовь безусловная». Статья «Самолёт «Красный Владимирец» 1-й Отдельной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина». http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/i/37-1-0-5992
23/ Андреев Е., Н. Н. Поликарпов и его самолёты, журнал «Вестник Воздушного флота», 1951, № 7.
24/ Большая советская энциклопедия. — Москва. Издательство: Советская энциклопедия. 1969—1978. Статья «Поликарпов Николай Николаевич».
25/ Военная энциклопедия. 2014. Статья «Поликарпов Николай Николаевич».
26/ Николай Стародымов — Личный сайт. Дополнение к публикации о конфликте на КВЖД. https://starodymov.ru/?p=31229
27/ Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 297-298. Статья «Чернобровкин Сергей Алексеевич»
28/ Сайт « Статья «Чернобровкин Сергей Алексеевич» http://1937god.info/node/884
29/ Иноземцев Иван Григорьевич. Под крылом – Ленинград.
https://www.litmir.me/br/?b=59507&p=4
30/ Сайт «Героико-патриотический форум России». Статья Юрия Ржевцева «И была поставлена на крыло… АВИАЦИЯ!». http://voenspez.ru/index.php?topic=97760.0
32/ Военный энциклопедический словарь. — Москва. Издательство: Военное издательство, 1984. C. 464. Статья «Московский военный округ».
33/ Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. Книга 1. Министерство обороны Российской Федерации, Институт военной истории МО РФ. Читайте здесь — http://www.e-reading.club/bookreader.php/1
34/ Большая советская энциклопедия. — Москва. Издательство: Советская энциклопедия. 1969—1978. Статья «Троцкий Лев Давидович».
35/ Там же. Статья «Фрунзе Михаил Васильевич».
36/ Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооружённых Сил СССР. 4.1. 1918 – 1937 гг. – Москва, 1967. С. 212.
37/ Большая российская энциклопедия. — Москва. Статья «Троцкий Лев Давидович».
38/ Там же. Статья «Фрунзе Михаил Васильевич».
Абросимов Н.А. Статья начата 01.01.2015 г.