106-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1934 г. (СССР)

106-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1934 г. (СССР)
106-я тяжёлая авиационная бригада (106-я авиабр) — тактическое соединение Военно-воздушных сил Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. Бригада по боевому составу меньше дивизии, предназначена для ведения общевойскового боя. Существовала с января 1934 г. по 193 г.
1934 г.
В январе 506-я тяжёлая авиационная бригада переименована в 106-ю. (2)
Командир бригады Борис Ильч Базенков (01.- 07.1934). (6)
* Базенков Борис Ильч (1896 – 1938), русский. Родился в феврале 1896 г. в г. Алатырь Симбирской губернии Российской империи в семье железнодорожного машиниста. Окончив Алатырское реальное училище в 1913 г., поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) на механический факультет. Служил в Императорской русской армии. В июле 1919 г. мобилизован в белую Добровольческую армию, в которой служил до февраля 1920 г. В марте 1920 г. перешёл на сторону Красной Армии. Член ВКП(б) с 1920 г. С декабря 1930 г. начальник штаба ВВС Балтийского моря. С сентября 1932 г. командир и комиссар 9-й авиабригады Морских сил Чёрного моря (г. Севастополь). (4) С августа 1932 г. командир и военный комиссар 9-й авиабригады (2), в мае 1932 г. переформированной в 9-ю тяжёлую авиабригаду (2), в 1933 г. переименованной в 506-ю тяжёлую авиабригаду (2), с января 1934 г. переименованной в 106-ю тяжёлую морскую авиабригаду (г. Севастополь). (2) (8) С июля 1934 г. заместитель начальника Управления материально-технического снабжения ВВС РККА. (2) (4) (7) (8)
Бр-да находилась в г. Севастополе в бухте Голландия.
Состав бр-ды:
— Управление бр-ды;
— 123-я тяжёлая авиационная аэ; (9)
— 124-я тяжёлая авиационная аэ; (9)
— 9-я школа младших авиаспециалистов; (2)
— 106-й авиапарк (бывший 506-й авиапарк). (2)
506-й авиапарк (штат №-39/112-32) утратил свой номер и стал именоваться по базирующейся на него бригаде 106-м авиапарком. С присвоением частям условных номеров 106-й авиапарк получил условное наименование – войсковая часть 2135.
В конце года в авиамастерские при 106-м авиапарке влились авиамастерские из бухты Нахимова (бывшие раннее при 60-й аэ) со всем личным составом и оборудованием. В связи с этим авиамастерские значительно пополнились личным составом, оснасткой, территорией, что позволяло решать более сложные задачи по ремонту самолётов. В бухте Нахимова разместили производственные цеха: столярный, обойно-малярный и дюралиевый. С этого времени в авиамастерской стали ремонтировать восстановительным ремонтом самолёт КР-1. (2)
В июле ком-р бр-ды Борис Ильч Базенков назначен заместителем начальника Управления материально-технического снабжения ВВС РККА.
В 1930-е годы шло бурное наращивание мощи Черноморского флота. Быстро росло количество самолётов на флоте. В 1934 году на вооружение авиации Черноморского флота стали поступать отечественные гидросамолёты МБР-2 (морской ближний разведчик) конструкции Г. М. Бериева, которые стали основой гидроавиации флота. Самолёт МБР-2 был подлинно рабочей машиной, способной успешно выполнять разнообразные задачи морской авиации в условиях 30-х годов. МБР-2 обладал высокой мореходностью (преодолевал волну высотой 0,7м), был дешев в изготовлении и поэтому его возможно было строить в больших количествах. Выпуск этой машины позволил СССР отказаться от закупки гидросамолётов за границей.
На вооружение авиационных частей начал поступать новый отечественный парашют ПЛ-3 конструктора Н. А. Лобанова, превосходивший лучшие образцы иностранных парашютов. (10)
1936 г.
Быстрый рост авиации требовал и увеличение возможностей ремонтных мастерских. С этой целью в т. г. на территории бухты Голландия было построено специальное производственное помещение, в котором освоили средний ремонт гидросамолётов МБР-2.
В т. г. 106-я авиабригада переучилась на самолёты МБР-2, созданные на базе самолётов «Савойя» и С-62бис. (9)
1938 г.
В результате перехода частей ВВС Черноморского флота в т. г. на новые штаты, 106-я авиабригада была переформирована в 119-й морской разведывательный авиаполк, а 106-й авиапарк переформирован в 45-ю морскую авиабазу в бухте Голландия.
Из истории:
— 1-я авиационная бригада ф. 1926 г. (СССР)
— 9-я авиационная бригада ф. 1929 г. (СССР)
— 506-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1933 г. (СССР)
— 09.11.1937 г. начальник управления материально-технического снабжения ВВС РККА комдив Борис Ильич Базенков, проживавший в г. Москве: Б.Ржевский пер., д.11, кв.12. арестован органами НКВД СССР. Приговорён ВКВС СССР 29.07.1938 по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 29.07.1938 г. Реабилитирован 14.03.1956 г. (5)
Источники:
1- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Мрсква: Изд-во Наука – 1986 г.
2- Сайт Академия русской символики «МАРС». Бойко Владимир Николаевич, капитан I ранга запаса, кандидат военных наук, ветеран-подводник ВМФ, выпускник СВВМИУ 1975 года, Морское Собрание г. Севастополя. Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия г. Севастополя. http://www.simvolika.org/mars_079.htm
3- Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 год, 863 страниц (стр.) с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.).
4- Сайт Наш Баку. Базенков Борис Ильич. Выпускник и Инструктор Бакинской Офицерской Школы Морской Авиации. http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_-_%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8,_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD
5- Сайт РККА. Комдив. П. 9. Базенков Борис Ильич.
6- Форум РККА. 1-я абр. http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075
7- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 178-179.
8- Сайт 37-й и другие годы. Базенков Борис Ильич http://1937god.info/node/446
9- Форум Севастополь. http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=4123499
10- Сайт Волга десант.
http://volgadesant.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=55&Itemid=89
375- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979.
Абросимов Н. А. Статья начата 20.08.2013 г.