Большой полк в Рязани городе, в Русском царстве, в 7060 (позже 1552) году.
Сентября 1 дня начался 7060 (позже 1552) г.
В 7060 (1552) г. «Полки поместной конницы» получили новое штатное расписание, теперь они делились на «Сотни» (совр. на эскадроны). Командовали сотнями «Сотенные головы» (совр. командиры эскадронов). (8)
Лета 7060 октября в 26 день з Дмитреева дни по нагайским вестям на Резани городе были Воевода князь Михайло Иоаннов сын Воротынской да Воевода князь Ондрей Михайлов сын Курпской (Курбской). (10)
На Резани же городе был с Михайлова города Воевода, князь Юрьи Иоаннов сын Шемякин Пронской. (10)
* Воевода князь Михайло Иоаннов сын Воротынской.
Лета 7060 октября в 26 день з Дмитреева дни по нагайским вестям на Резани городе были Воевода князь Михайло Иоаннов сын Воротынской да Воевода князь Ондрей Михайлов сын Курпской (Курбской). Весной 7060 г. Царь и Великий князь Иоанн IV сделал новую роспись полков «главных сил Сухопутной рати» для казанского дела. (10)
Прошла осень, зима и весна.
Тово же 7060 году помыслив Государь царь и Великий князь Иоанн IV всеа Русии с своею братьею, со князь Юрьем Васильевичем и со князь Володимером Андреевичем, и с отцом своим преосвященным митрополитом Макарием всеа Русии, и со всеми боляры своими, и приговорил, как ему, государю итти на свое дело и на земское к Козани городу и как ему, дела своево беречь от недруга своево от крымскаво Царя. А самому Царю и Великому князю, положа на бога упование, итти на свое дело и на земское с Москвы города на Коломну город в первой четверг, заговев Петрова посту, июня в 17 день. И, пришед ему на Коломну, с людми збиратися, каторым велено быти на Коломне, и ждати ис Крыму вестей. И будет про крымского царя подлиннай вести, что ему на государевы украины не быть, и Царю и Великому князю, положа упование свое на бога, итти на свое дело и на земское с Коломны к Казани часа того /л. 267 об./ с Петрова дни, а не будет вести про крымского царя до Петрова дня, и Царю и Великому князю, положа упование на бога, тожь итти к Казани городу с Петрова дни; а итти ему с Коломны города в Муром город, а из Мурома итти полем. (10)
Весной Царь и великий князь Иоанн IV сделал новую роспись полков «главных сил Сухопутной рати» для казанского дела.
В Кошире городе стояли «Правой руки» (Полка правой руки) Воеводы Боярин, князь Петро Михайлов сын Щенятев да князь Ондрей Михайлов сын Курпской (Курбской), «Передового полка» Воеводы Боярин, князю Иоанн /л. 269/ Иоаннов сын Пронской Турунтай да князь Дмитрей Иоаннов сын Хилков, «Большова полка» Слуга и Воевода, князь Михайло Иоаннов сын Воротынской, «Сторожевова полка» Воеводы Боярин, князь Дмитрей Иоаннов сын Немой Оболенской да Михайло Иоаннов сын Воронов Волынской. (10)
— Воевода князь Михайло Иоаннов сын Воротынской убыл в Коширу город в Большой полк, где Слуга и Воевода, князь Михайло Иоаннов сын Воротынской стал Первым Воеводой.
— Воевода князь Ондрей Михайлов сын Курпской (Курбской) убыл в Коширу город в полк «Правой руки», где Первым Воеводой Боярин, князь Петро Михайлов сын Щенятев, а Вторым Воеводой стал князь Ондрей Михайлов сын Курпской (Курбской). (10)
Лета 7060 в июне, как Царь и Великий князь Иоанн IV всеа Русии был на Коломне городе, а крымской Царь Девлет-Гирей (Кирей) Мансуп Киреев сын, а с ним люди крымские и нагайские и иных орд казанских, и «Наряд» (совр. артиллерия) с ними, пушки и пищали, турсково салтана Тайзым (Тайзыма) Касыма царя, и приходили к Туле городу и мало Тулы не взяли. И писал к Царю и Великому князю с Тулы Воевода, князь Григорей Темкин Ростовской, что пришли к Туле городу многие крымские люди.
И Царь и Великий князь Иоанн IV всеа Русии по отпискам князь Григория Темкина велел итти на Тулу город из Коширы города (Каширы) полкам «Сухопутной рати».
А Царь и Великий князь Иоанн IV всеа Русии приходил к Туле городу же против крымсково царя, и крымской царь, уведав про Великого князя, что идёт к Туле, и он пошол от Тулы города прочь, а и стояли под Тулою городом три дни. А Воеводы были тогды з Государем царём и Великим князем по той же росписи, как на Москве городе росписаны были и стояли на Коломне городе. (10)
Лета 7060, как крымской царь Девлет-Кирей (Гирей) поворотил от Тулы назад, и Государь Царь и великий князь Иоанн IV всеа Русии пошол в свою отчину (вотчину) в новой город (городок) Свияжской божиею милостию тамо поискати отчины, прародителей своих отчины, великих князей русских, земли Болгарские Владимера и другаго Владимера Манамаха и васиявшаго во всём великого князя Дмитрея Иоанова Донскаго, иже победу творяще на сопротивных иже не покорящеся ему, тако же и Государь наш Царь и Великий князь Иоанн IV всеа Русии, взем бога на помощь и пречистую его богоматерь, и святых чюдотворец молитвов Петра и Олексея, и Ионы, и протчих руския области чюдотворец, и благословением отца нашего преосвященного Макария митрополита, пошол к Казани городу для своего дела и земсково с Коломны города на Володимер город и на Муром город июля в 4 день, на память иже во святых /л. 270/ отца нашего Ондрея Критцкаго, в первое воскресение после Петрова дни. (10)
Источники:
1- Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2005.
2- Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896 — 1918.
8- Полное собрание русских летописей. Т. XIII. С. 265-269. Уложение о службе 1556 г.
9- Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 6. Поместное войско.
10- РАЗРЯДНАЯ КНИГА 1475 — 1605 гг.
При использовании статьи ссылка обязательна.
Абросимов Н. А. Статья начата 25.02.2016 г.