1-й Заамурский пограничный железнодорожный батальон ф. 1903 г. (Россия)

1-й Заамурский пограничный железнодорожный батальон – тактическое подразделение в Императорской Русской  армии.
1903 г.
25.06. по Высочайшему повелению Императора Всероссийского, Царя Польского и Великого Князя Финляндского Николая II Александровича Романова в составе Инженерных войск для обслуживания Китайско-Восточной железной дороги в Заамурской пограничной железнодорожной бригаде сформирован 1-й Заамурский пограничный железнодорожный батальон.
Старшинство б-на исчислялось с 25.06.1903 г. Батальонный праздник 25.01.
Состав б-на:
* Управление б-на
* 1-я ж.д. рота
* 2-я ж.д. рота
* 3-я ж.д. рота
Ж.д. роты формировались на базе существовавших подразделений железнодорожных и инженерных (сапёрных) частей. По штату в роте д.б. быть 325 унтер-офицеров и рядовых. 125 чел. выделялись из железнодорожных и инженерных частей, а 200 чел. — из пехотных частей Приамурского военного округа.
В начале сентября б-н был сосредоточен в Маньчжурии и приступил к эксплуатации и дальнейшему строительству КВЖД.
Батальон занимался эксплуатацией железной дороги, высвобождая китайских рабочих-железнодорожников. Основной целью были работы по усилению пропускной способности и развитию инфраструктуры КВЖД, которые выполнялись большими темпами.
1904 г.
Из состава Инженерных войск были выведены в самостоятельный род войск Железнодорожные войска. Имеются источники, в которых годом самостоятельности ЖДВ указан 1908 г.
В 1904-05 гг. во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. б-н участвовал в охране и защите Китайско-Восточной железной дороги от нападения разбойников.
С началом войны Заамурская пограничная ж.д. бригада и в т.ч. 1-й б-н были развёрнуты по штатам военного времени.
К середине мая в б-не сформированы 4, 5 и 6-я ж.д. роты.
Состав б-на:
* Управление
* 1-я ж.д. рота
* 2-я ж.д. рота
* 3-я ж.д. рота
* 4-я ж.д. рота
* 5-я ж.д. рота
* 6-я ж.д. рота
* в 1904 г. в составе б-на сформирована Автомобильная команда
Во время войны военные железнодорожные части стали основной силой, обеспечивавшей перевозки и поддерживавшей все сооружения в работоспособном состоянии. Б-н обеспечивал подвоз войск и грузов снабжения, эвакуацию раненых, а также разрушение при отступлениях и восстановление железнодорожных участков в районах боевых действий в остальных случаях.
1910 г.
Состав б-на:
* Управление
* 1-я ж.д. рота
* 2-я ж.д. рота
* 3-я ж.д. рота
* 4-я ж.д. рота
* 5-я ж.д. рота
* 6-я ж.д. рота
* в 1910 г. в составе б-на на основе Автомобильная команда сформирована Автомобильная рота.
1914 г.
В 1914 г. с объявлением мобилизации б-н был доукомплектован по штату военного времени. Штаб б-на в г. Хайларе.
В конце года 1-й Заамурский ж.д. б-н получил на вооружение головной Бронепоезд № 1 «Хунхуз» конструкции полковника М.В. Колобова. (8)
Источники:
1- Значение слова «Железнодорожные войска» в Большой Советской Энциклопедии. Статья А. М. Крюкова.
2- Терехин К. П., Таралов А. С. и Томашевский А. А., Воины стальных магистралей.
3- Краткий военно-исторический очерк о железнодорожных войсках Советской Армии за 50 лет, М., 1969.
4- Сайт Русская Императорская Армия (http://www.regiment.ru/index.htm).
5- http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,649.0.html Форум. Железнодорожные батальоны.
6- http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-31082 Заамурский округ, округ (пограничный округ) Отдельного корпуса пограничной стражи созданный, 9 января 1901 года, на базе Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
7- http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D1%81_1851_%D0%BF%D0%BE_1941_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%28%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0,_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_2%29 Сайт Наш транспорт. Железнодорожные войска с 1851 по 1941 год (книга, часть 2).
8- Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.
Абросимов Н. А. Статья начата 15.11.2014 г.